Dendy, Famicon, NES. История и сравнение

Всем привет!

40 лет назад, а именно 15 июля 1983 года в Японии увидела свет игровая консоль Famicom (от словосочетания FAMIly COMputer — семейный компьютер), которая в США и Европе называлась Nintendo Entertainment System (NES), а у нас на территории СНГ она была известна под названием Dendy. В честь этого события я решил рассказать историю данных 8-битных консолей, разобраться в её разновидностях и поговорить о различиях.

Famicom

Famicom

Как я уже сказал, Famicon вышла на японский рынок 15 июля 1983 года. Хоть приставка и стала в последствии одной из самых успешных и продаваемых консолей за всю видеоигровую историю, но в первый год своего существования она часто критиковалась как ненадёжная, подверженная сбоям и ошибкам программирования. Руководство компании не хотело что бы о Famicom сложилось негативное мнение, поэтому дефектные приставки были отозваны, а продажи прекращены. Позже были выпущены консоли с обновлённой материнской платой и к концу 1984 года Famicom стала самой продаваемой консолью в Японии, оставив далеко позади своего основного конкурента Sega SG-1000.

Nintendo Entertainment System (NES)

Nintendo Entertainment System

В 1984 году Nintendo решили начать захватывать рынок США. Первоначально компания вела переговоры с фирмой Atari для совместного продвижения консоли на североамериканский рынок под названием «Nintendo Enhanced Video System», но сделка сорвалась. Впоследствии Atari начали продвигать свою собственную консоль Atari 7800. В итоге Nintendo наняла фирму Worlds of Wonder для дистрибьюции своей консоли в США. Интересный факт – Worlds of Wonder была основана двумя бывшими сотрудниками Atari Доном Кингсборо и Марком Робертом Голдбергом.

Выпуск новой системы Нью-Йорке состоялся 18 октября 1985. С полностью переделанным корпусом и новым названием, Nintendo Entertainment System, приставка оказалась настолько же популярной в Америке, насколько Famicom была популярна в Японии, и сыграла важнейшую роль в возрождении интереса к индустрии видеоигр (после известного краха видеоигр 1983 года). Nintendo нарочно сделали дизайн NES таким необычным, что бы не ассоциировать свой продукт с консолями предыдущих поколений и не вызывать негативные воспоминания у покупателей.

Помимо дизайна, NES отличалась от Famicom еще и картриджами (72-контактными у NES против 60-контактных у Famicom). Сделано это было с целью добавления региональной блокировки и подключения картриджа напрямую к порту расширения.

Картриджи NES и Famicom

Хоть Famicom и NES и были абсолютными лидерами по продажам в Японии и США, но в остальных странах эти консоли либо не имели такой популярности либо не продавались вообще.

Dendy

Dendy Junior

В СССР (как и позже в России) Nintendo официально свои консоли третьего поколения не продавали .

Всем нам известная Dendy являлась не более чем неофициальным аппаратным клоном японской Famicom, собираемой на Тайване по заказу российской компании Steepler.

Впрочем, в то время название Dendy было скорее нарицательным, так называли все 8-битные приставки продающиеся в то время, такие как Сюбор, Kenga, Bitman и прочие китайские и тайваньские фамиклоны.

Поскольку Dendy аппаратно копирует Famicom, она позволяет запускать игры изначально созданные для Famicom. Кроме того, для Dendy было выпущено множество пиратских игр NES, самодельных взломанных игр и различных многоигровок низкого качества, по типу “9999 in 1”, где по факту было 5-6 простеньких игр повторяющихся тысячи раз.

Картридж для Dendy 9999 in 1

Многие пиратские игры часто создавались путём замены спрайтов или совмещением каких-то элементов из разных игр. Ярчайшими примерами таких игр являются Darkwing Duck 2, Chip And Dale 3, Mario 6 и прочие.

Помимо прочего, при копировании официальных игр пираты зачастую изменяли код и удаляли логотипы игровых компаний из самой игры, что вызывало неправильную работу этих игр.

Приступим же к сравнению этих консолей!

Технические характеристики

  • Процессор: 8-битный Ricoh, основанный на ядре 6502, содержащий в одном кристалле также заказной звуковой процессор и ограниченный контроллер DMA.
    • Региональные различия:
      • NTSC-версия, названная RP2A03, работает на частоте 1,79 МГц;
      • PAL версия, названная RP2A07, работает на частоте 1,66 МГц;
  • Запоминающие устройства:
    • Основное (ОЗУ): 2 КБ, возможность использования дополнительной памяти, размещаемой на картридже
    • ПЗУ картриджа: до 49 128 байт (около 48 КБ) для ПЗУ, расширенного ОЗУ, и входа/выхода картриджа; возможно использование большего объёма памяти с помощью устройств управления расширенной памятью (мапперов)
  • Звук: пятиканальный звукогенератор
    • Два частотных канала с прямоугольной формой сигнала, с переменной скважностью (12.5 %, 25 %, 50 %, 75 %), 16 уровнями громкости, встроенной подтяжкой высоты ноты, диапазон частот от 54 Гц до 28 кГц.
    • Один частотный канал с треугольной формой сигнала, с фиксированной громкостью, поддерживающий частоты от 27 Гц до 56 кГц.
    • 1 канал белого шума, с 16-ю уровнями громкости, поддерживающий два режима на 16-и заранее запрограммированных частотах.
    • 1 канал Дельта-ЦАП с разрядностью в 6 бит, использующий однобитный формат кодирования на одной из 16 частот дискретизаций от 4,2 кГц до 33,5 кГц. Также позволяет выводить произвольные цифровые данные разрядностью в 7 бит через равные промежутки времени.
  • Picture processing unit (PPU): заказной видеоконтроллер производства Ricoh.
    • Региональные различия:
      • NTSC-версия, RP2C02, работает на частоте 5,37 МГц и выводит композитное видео.
      • PAL-версия, RP2C07, работает на частоте 5,32 МГц и выводит композитное видео.
    • Палитра: 48 цветов и 5 градаций серого в базовой палитре; красный, зелёный и синий могут быть индивидуально затемнены в определённых областях экрана, при помощи тщательно синхронизированного с внутренними таймерами кода.
    • Количество одновременно отображаемых цветов: 25 в одной строке (цвет фона + 4 палитры для фона по 3 цвета каждая + 4 палитры для спрайтов по 3 цвета), без учёта цветовой коррекции и записи новых значений посреди кадра.
    • Поддерживаемые аппаратно спрайты.
      • Максимальное количество спрайтов на экране: 64 (при условии неизменности спрайтов во время формирования кадра).
      • Размеры спрайтов: 8×8 или 8×16 пикселей (выбирается глобально для всех спрайтов).
      • Максимальное количество спрайтов в одной строке: 8, игнорирование дополнительных спрайтов, контролируется специальным флагом (что позволяет программам менять приоритеты спрайтов, создавая мерцание).
    • Видеопамять: 2 килобайта (не учитывая буфер видеопроцессора), дополнительная память может быть предоставлена картриджем.
    • Внутренняя память PPU: 256 байт памяти позиций/атрибутов, палитры (позволяет выбирать цвета фона и спрайтов) на разных шинах PPU.
    • Внешняя память PPU: 2 килобайта ОЗУ для описания фонового изображения на плате самого NES, и дополнительно — 8 килобайт ПЗУ или ОЗУ на картридже (потенциально — любое разумное количество, с использованием переключения банков памяти).
    • Слоевая прокрутка: однослойная, хотя параметры горизонтальной прокрутки можно изменять в каждой строке развёртки (при определённом навыке программирования можно управлять и вертикальной прокруткой).
    • Разрешение экрана: 256×240 пикселей, хотя NTSC-игры используют только 256×224, так как на большинстве телевизоров верхние и нижние 8 линий развёртки не видны; для увеличения пропускной способности видеопамяти существовала возможность отключать визуализацию до завершения обновления экрана.
    • Видеовыход:
      • Оригинальная NES: композитный и антенный видеовыходы.
      • Оригинальные Famicom и NES 2: только антенный видеовыход.
      • AV Famicom: только композитный видеовыход, через 12-штырьковый «мультивыход», появившийся в приставках Super Famicom и Super NES.

По большому счёту различия в технической составляющей совсем не значительные и на производительность консолей эти различия не влияют. Куда более значимым является формат видео в котором работает та или иная консоль, а именно PAL или NTSC.

Прежде всего стоит сказать о различиях этих видеоформатов. Если без лишних подробностей, то формат PAL имел ограничение в 60 Гц, тогда как NTSC – 50 Гц, из-за этого игры PAL-региона были значительно медленнее чем игры для NTSC.

Какие же консоли в каких форматах работали? Это легко определить по тому, в каком регионе они распространялись. В Японии и США это был NTSC, в Европе и СНГ это был PAL.

Наверное стоит упомянуть еще такой формат как SECAM, который работал в СССР, и который тоже имел ограничение в 50 Гц, но приставки в этом формате практически не выпускались, только самые ранние Dendy поддерживали SECAM формат, позже они стали выпускаться в PAL.

Аксессуары

Dendy

Стандартная комплектация Dendy

В данном случае начнем сравнение с нашей родимой Dendy, так как список её аксессуаров крайне короток.

Собственно, кроме идущего в комплекте с каждой приставкой светового пистолета для Dendy больше не было замечено никаких дополнительных устройств. Конечно, были геймпады разных форм и с разным количеством кнопок, но по существу это всё те же геймпады с одной и той же базовой функцией.

Famicom/NES

Старшие же братья нашей приставки могут похвастаться более расширенным спектром аксессуаров.

Zapper

Zapper

Тот же самый световой пистолет, который поставлялся в комплекте вместе с большинством фамиклонов. Использовался для некоторых игр, таких как Duck Hunt, Wild Gunman и Hogans Alley.

Интересная особенность данного аксессуара в том, что для Японского рынка световой пистолет был выполнен в виде настоящего револьвера, в то время как для рынка США и Европы Zapper имел более игрушечный вид, зачастую выполненный в ярких цветах. Сделано это было для того, что бы не быть похожим на настоящее оружие.

Power Glove

Power Glove

Контроллер-перчатка. Аксессуар ставший своеобразным мемом среди фанатов NES/Famicom. Power Glove хоть и была революционным устройством для своего времени, но не обрела большой популярности среди игроков из-за низкой точности и сложности в использовании.

Принцип действия перчатки состоит в том, что на пальцы нанесены карбоновые чернила, передающие сжатие и растягивание. Так же в перчатку встроены два ультразвуковых динамика передающих сигнал на частоте 40 кГц. В креплении, расположенном на телевизоре, встроены три микрофона, которые принимают звуки от перчатки и высчитывают её местоположение в пространстве по осям X, Y, Z и угол наклона. В связи с тем что позиция руки определяется с помощью звука, играть в шумной обстановке не представляется возможным, так как микрофоны часто ошибаются.

Konami LaserScope

Konami LaserScope

Вариация на тему светового пистолета, изготовленная и выпускаемая по лицензии Nintendo компанией Konami, выполненная в виде своеобразного шлема со встроенными наушниками и микрофоном. Аксессуар изначально выпускался для игры Laser Invasion, по был совместим с любой игрой в которой была поддержка Zapper.

R.O.B.

R.O.B.

R.O.B. (Robotic Operating Buddy, в Японии известен как Family Computer Robot) — это робот-аксессуар для консолей NES/Famicom.

За жизненный цикл робота было выпущено всего две игры: Gyromite и Stack-Up, в которых R.O.B. выступал в качестве компаньона игрока.

Famicom Disk System

Famicom Disk System

Периферийное устройство для игровой приставки Famcom выпущенное эксклюзивно для японского рынка, позволяющее запускать игры с гибких дисков проприетарного формата (Disk Card). Устройство было анонсировано и для Северной Америки и Европы, но так и не вышло.

Диски имели ряд преимуществ перед картриджами, такие как: возможность перезаписи информации с целью сохранения прогресса игры, увеличенный объем по сравнению с картриджем, меньшая стоимость диска по сравнению с картриджем.

Впрочем, описать данное устройство в паре предложений не представляется возможным, надеюсь когда-нибудь руки дойдут до того, что бы оформить отдельную статью непосредственно по FDS.

Family Computer Network System или Famicom Modem

Famicom Modem

Family Computer Network System, также Famicom Modem периферийное устройство для игровой приставки Famicom от фирмы Nintendo.

Устройство использовалось для доступа к серверу, который предоставлял следующие возможности: чат между пользователями, доступ к базам некоторых чит-кодов, анекдотов, прогнозам погоды и некоторому количеству загружаемого контента. Так же пользователям предоставлялась возможность совместной игры.

Считается что именно в Famicom Modem была заложена первоначальная идея, получившая дальнейшее развитие в таких системах цифровой дистрибьюции как eShop Nintendo, PSN, Xbox network, Steam и т.д.

Famicom 3D System

Famicom 3D System

Famicom 3D System это дополнительный аксессуар для игровой приставки Famicom для получения объемного изображения.

Famicom 3D System представляет из себя 3D-очки с жидкокристаллическими затворами. Принцип действия этих очков состоял в том, что затворы поочерёдно с высокой частотой закрывают левый и правый глаз, экран телевизора с той же частотой показывает изображение для левого и правого глаза, тем самым создавая ощущение объемного изображения.

Всего с данной системой было совместимо 8 игр. Так как аксессуар не снискал высокой популярности у себя на родине, в Японии, компанией было принято решение не выпускать данный продукт на рынки США и Европы.

Power Pad

Power Pad Сторона А и сторона В

Контроллер известный в США как Power Pad, в Японии как Family Trainer, а в Европе как Family Fun Fitness выпущенный компанией Bandai по лицензии Nintendo, представляет собой напольный коврик с 12 датчиками давления.

Power Pad размещается на полу перед телевизором, обычно подключается ко второму порту контроллера NES, а игроки нажимают на большие кнопки для управления игровым процессом. Ковёр имеет две иллюстрированные стороны именуемые SIDE A и SIDE B, и имеющие 8 и 12 кнопок соответственно.

Для Power Pad было выпущено 11 видеоигр.

U-Force

U-Force

U-Force это игровой контроллер для NES, созданный компанией Broderburd. В нем используется пара ИК-сенсорных панелей для преобразования движений рук пользователя в сигналы контроллера.

Устройство подверглось достаточно жесткой критике из-за сложности управления и низкой точности считывания движений.

На этом я пожалуй остановлю свой рассказ про дополнительные аксессуары, но стоит сказать что в общей сложности для NES и Famicom было выпущено порядка 50 различных дополнительных девайсов. Как правило это были контроллеры различных форм и исполнений, а некоторые были выпущены и вовсе для какой-то одной конкретной игры.

Современные переиздания

NES Classic Mini

Говоря про NES и Famicom необходимо упомянуть еще и современное переиздание NES Classic Mini которое выпускала сама Nintendo.

По сути это современное устройство основанное на ARM процессоре Allwinner R16, с работающее на операционной системе Linux и запускающее игры с помощью эмулятора разработанного Nintendo European Research & Development специально для NES Classic Edition. NES Classic Mini содержит 30 встроенных игр и не имеет физической возможности игры с картриджей.

Новодельная Dendy

Наши же товарищи из поднебесной и по сей день собирают различные устройства под общим названием Dendy как со встроенными играми так и с возможностью игры с картриджей. Впрочем, качество этих новодельных Dendy зачастую оставлять желать лучшего.

Выводы

Итого, что мы имеем в сухом остатке.

В то время как американские и японские дети играли в игры на качественных оригинальных консолях, наши соотечественники довольствовались тем что было, что выходило из под пера/паяльника тайваньских кулибиных.

Если говорить про использование в современных реалиях, конечно же лучше купить новодельную NES Classic Mini (хотя её официальные продажи уже давно прекращены и искать их как и оригинальные консоли сейчас нужно на вторичном рынке). Если речь про коллекционирование и оригинальность, тут уже каждый волен выбирать сам.

Как говорится, спасибо Nintendo за счастливое детство!

Оставьте комментарий