Введение
Всем привет!
В апреле 2025 года состоялся анонс новой консолzи Nintendo Switch 2. Это событие подтолкнуло меня к структуризации моих знаний о портативных консолях и как следствие написанию данной статьи.
Последние тенденции в игростроении всё больше стирают грань между портативным и стационарным геймингом. Примером тому можно считать наличие и успех таких консолей как Nintendo Switch, Steam Deck, Sony PlayStation Portal и пр. Но так было далеко не всегда.
Геймеры со стажем наверняка помнят такие устройства как Sony PlaySyayion Portable, Nintendo DS/3DS/2DS, а те кто постарше, я уверен, с теплотой в душе вспоминают наладонные игры в духе Электроника ИМ 02 “Ну, погоди!”.
Но давайте немного погрузимся в историю и постараемся выяснить с чего же всё начиналось и к чему в итоге пришло.
Первые портативные механические игровые устройства (XIX – начало XX века)
Ещё до появления электронных игр люди создавали компактные механические устройства для развлечения. Они работали без батареек, используя пружины, шестерёнки, рычаги и другие физические механизмы.
Истоки: карманные игры XIX – начала XX века
“Pocket Chess” и другие настольные мини-игры
- В XIX веке существовали карманные шахматы и шашки с магнитными фигурами.

- В 1920-х появились “Poker Matic” – механические покер-автоматы для тренировки.

“Puzzle Boxes” (Головоломки-коробочки)
- Японские “Химэцу-бако” (секретные коробки) и европейские механические головоломки.
- Например, “Куб-змейка” (предшественник кубика Рубика).

Первые специализированные игровые механические устройства (1930–1960-е)
“Pachinko” (Япония, 1930-е)
- Предшественник пинбола, миниатюрный вертикальный автомат с шариками.
- Позже стал электронным, но изначально был чисто механическим.

“Tomy’s Mechanical Games” (1960-е)
- Японская компания Tomy (ныне Takara Tomy) выпускала мини-игры:
- “Tomy Turnin’ Turbo Dashboard” (1980) – гоночный симулятор с крутящимися дисками.
- “Tomy Tennis” (1970-е) – механический аналог “Pong” с вращающимися ручками.

“Lionel Trainmaster” (1950-е)
- Карманный механический поезд-симулятор с ручным управлением.
Механические предшественники электронных игр (1970-е)
“Pinball Miniatures” (Карманные пинболы)
- “Tomy Pocket Pinball” (1977) – пружинный шарик, флипперы и счётчик очков.
- “Coleco Head-to-Head” (1978) – механические спортивные игры (футбол, хоккей).

“Perplexus” (Прототип 3D-лабиринтов)
- Ранние версии шариковых лабиринтов (например, “Labyrinth Game”).
После механических и простых электронных устройств пришла эпоха микропроцессоров.
Первые электронные портативные консоли (1970–1980-е)
Microvision (1979) – первая портативная консоль со сменными картриджами
Microvision — это революционная для своего времени портативная игровая система, выпущенная американской компанией Milton Bradley (которую позже купила Hasbro) в 1979 году. Это была первая в мире портативная консоль со сменными картриджами, предшественница Nintendo Game Boy и других handheld-устройств.
Основные факты:
- Год выпуска: 1979 (США), 1980 (Европа)
- Производитель: Milton Bradley
- Экран: монохромный LCD (16 × 16 пикселей)
- Процессор: Texas Instruments TMS1100 (частота ~100 кГц)
- Память: 2 КБ ПЗУ (на картридже)
- Управление: 12-кнопочная сенсорная панель + поворотный контроллер
- Питание: 2 батарейки типа 9V (или адаптер)
- Стоимость на старте: ~$50 (~$200 в сегодняшних деньгах)
Ключевые особенности:
- Первая консоль со сменными картриджами — можно было покупать новые игры (всего было выпущено 12 игр).
- Тактильные кнопки — сенсорная панель вместо привычных джойстиков.
- Модульный дизайн — картридж одновременно был лицевой панелью консоли.
Слабые места:
- Хрупкий экран — LCD-матрица легко повреждалась от ударов.
- Плохая эргономика — неудобно держать из-за плоских кнопок.
- Высокая цена — сама консоль содержала только экран и сенсорную панель. Процессор же находился в сменном картридже, что повышало его стоимость.
Microvision хоть и была революционной для своего времени, но из-за дороговизны, малого разнообразия игр и хрупкой конструкции с LCD дисплеем, она не выдержала конкуренции с более дешевыми и практичными устройствами.


Game & Watch (1980–1991) — легендарные портативные игры от Nintendo
Game & Watch — это серия карманных электронных игр, выпущенных компанией Nintendo под руководством Гумпэя Ёкои (создателя Game Boy). Эти устройства стали культовыми благодаря простоте, компактности и инновационному дизайну.
Основные факты:
- Годы выпуска: 1980–1991 (всего 11 лет).
- Количество моделей: 60 игр (+ переиздания).
- Экран: Монохромный LCD с заранее нарисованными спрайтами.
- Управление: Кнопки (часто всего 2–3) + иногда крестовина (D-pad).
- Питание: Батарейки (обычно 2×LR44 или 1×CR2032).
- Дополнительные функции: Часы, будильник («Watch» в названии).
Ключевые особенности Game & Watch
- Первая портативная игровая система Nintendo — до Game Boy.
- Компактность — помещались в карман.
- Долгая работа от батареек — до года в режиме часов.
- Легендарные игры.
Слабые места:
- Одна игра на устройство — нельзя было менять.
- Статичная графика — экран показывал только заранее заданные символы.
На момент выхода (в 80-е годы) цена на различные версии варьировалась от $20 до $30, что было сопоставимо с ценой на картридж от Microvision.
Хотя Game & Watch оснащались не процессорами, а 4-битными чипами с интегрированной логикой, и технически являлись не полноценными консолями, а простыми электронными устройствами, их влияние на развитие портативных игровых систем трудно переоценить.

В нашей стране под брэндом Электроника выпускались клоны Nintendo Game & Watch, только вместо Микки Мауса это были Ну, погоди! или Тайны океана. Многие дети 80-х и 90-х познакомились с портативным геймингом именно благодаря этим устройствам.

Tiger Electronics и эпоха одноигровых LCD-устройств (1980–2000-е)
Компания Tiger Electronics (основана в 1978 году) стала одним из главных производителей дешёвых портативных LCD-игр в 1980–1990-х. Их устройства были повсюду: от супермаркетов до рекламных акций McDonald’s.
Основные характеристики
- Процессор: 4-битные чипы (аналогичные Sharp SM5xx из Game & Watch).
- Экран: Сегментный LCD (как в калькуляторах).
- Память: Отсутствует — только вшитая логика.
Ключевые особенности игр Tiger Electronics:
- Лицензионные франшизы — игры по мотивам Sonic, Street Fighter, Диснея, вёздных Войн и др.
- Копеечная себестоимость — простые чипы, дешёвые LCD-экраны.
- Одна игра на устройство — никаких картриджей.
Слабые места:
- Примитивный геймплей — кнопки просто включали/выключали сегменты экрана.
- Низкое качество — хрупкие, быстро ломались.
Типичный дизайн игр Tiger Electronics:
- Чёрно-белый LCD-экран с фиксированными спрайтами.
- 4–6 кнопок (часто бесполезных — некоторые просто дублировали друг друга).
- Питание: 2–3 батарейки AAA.
- Звук: Пищалка (монотонные «бипы»).

В дополнение к устройствам от Tiger Electronics, рынок был переполнен множеством портативных игр азиатского производства. Эти устройства можно разделить на две категории:
- Официальные лицензионные продукты
- Выпускались по соглашению с правообладателями
- Часто повторяли концепцию Tiger Electronics
- Пиратские устройства
- Незаконно использовали известные бренды (включая Konami)
- Качество исполнения было заметно хуже
- Продавались по более низкой цене
Особенно распространены были так называемые “Konami Top Player” – серия устройств, которые позиционировались как продукция Konami, но фактически не имели к компании отношения. Эти игры отличались:
- Крайне упрощенным геймплеем
- Низким качеством сборки
- Использованием популярных названий без лицензии
Такая ситуация была характерна прежде всего для рынков Азии и Латинской Америки, где контроль за авторскими правами в тот период был менее строгим.
Основным преимуществом всех этих устройств было то, что они были дешевыми ($5-10) и доступными.

В России же в 90х-2000х была своя разновидность наладонных развлечений с LCD экранами, так называемые Brick-Game чаще всего с броскими названиями а-ля 100 in 1, 1000 in 1 или даже 9999 in 1. На самом деле они содержали хорошо если десяток различных игр, которые повторялись десятки и сотни раз. Как правило это были игры типа Тетрис, Змейка, Арканоид, Танчики и Гонки.

1989–1999: Эпоха 8/16-битных систем
Nintendo Game Boy (1989) — революция в портативном гейминге
Основные факты:
- Дата выхода: 21 апреля 1989 (Япония), 31 июля 1989 (США), 1990 (Европа)
- Разработчик: Nintendo R&D1 (под руководством Гумпэя Ёкои)
- Цена на старте: $89.99 ($200 в 2024 году)
- Продажи: 118.69 млн устройств (4-я самая продаваемая консоль в истории)
Технические характеристики:
- Процессор: Custom 8-bit Sharp LR35902 (4.19 МГц)
- Память: 8 КБ RAM + 16 КБ видеоRAM
- Экран:
- Монохромный LCD (160×144 пикселей)
- Зелёный оттенок (без подсветки)
- Звук: 4-канальный чип (2 импульсных, 1 волновой, 1 шумовой)
- Питание: 4×AA батарейки (15–30 часов игры)
- Картриджи: Макс. объем 8 Мбит (1 МБ)
Ключевые особенности:
- Портативность — весил всего 220 г (с батарейками)
- Сменные картриджи — библиотека из >1000 игр
- Game Link Cable — мультиплеер до 4 игроков
- Энергоэффективность — в 10 раз дольше работал, чем Sega Game Gear
Слабые места:
- Монохромный экран — конкуренты предлагали цвет (но проиграли в автономности)
Эволюция моделей:
- Game Boy Pocket (1996) — тоньше, экран контрастнее
- Game Boy Light (1998) — подсветка (только для Японии)
- Game Boy Color (1998) — 56 цветов, обратная совместимость

За жизненный период консоли на неё было выпущено 1046 игр (800 на оригинальный Game Boy и 246 на Game Boy Color)
Atari Lynx (1989) — первая портативная консоль с цветным экраном
Основные факты:
- Презентация: Июнь 1989 (под названием Handy Game)
- Релиз: Сентябрь 1989 (США)
- Цена на старте: $179.99 ($430 в 2024 году)
- Снята с производства: 1995
Технические характеристики:
- Процессор: 8-битный MOS 65C02 (4 МГц) + 16-битный математический сопроцессор
- Экран:
- 3.5-дюймовый LCD с 4096 цветами (одновременно 16 из палитры)
- Разрешение: 160×102 (режим «широкого экрана»)
- Память: 64 КБ RAM
Ключевые особенности:
- Поддержка зеркального отображения (для левшей)
- Автопауза при выключении
- Сетевая игра до 8 игроков (через ComLynx)
Слабые места:
- Цена: В 2 раза дороже Game Boy.
- Автономность: 6 батареек на 5-6 часов игры.
- Библиотека игр: Всего ~75 игр.
- Размеры: 340 г.
В 1991 Atari выпустила Lynx II с новым, более эргонамичным дизайном, разъемом для наушников и автоматическим отлючением для экономии энергии, но рынок уже был захвачен Nintendo, и Lynx II оказалась неспособна конкурировать с Game Boy.

Всего на Atari Lynx было выпущено 75 игр (50 на Atari Lynx и 25 на Atari Lynx II).
Sega Game Gear (1990) — цветной конкурент Game Boy
Основные факты:
- Разработчик: Sega (на базе Master System)
- Релиз:
- Япония: 6 октября 1990 (как Sega Mega Jet в 1994 для авиалиний)
- США: апрель 1991
- Европа: 1991
- Цена на старте: $149.99$ ($340 в 2024 году)
- Снята с производства: 1997
- Продажи: ~11 млн (против 118 млн Game Boy)
Технические характеристики:
- Процессор: 8-битный Zilog Z80 (3.58 МГц) — тот же, что в Sega Master System
- Экран:
- Цветной backlit LCD (3.2 дюйма)
- Разрешение: 160×144 пикселей
- Цвета: 32 из палитры 4096
- Память: 8 КБ RAM + 16 КБ видеоRAM
- Звук: Моно (1 динамик), но с поддержкой наушников
Ключевые особенности:
- ТВ-тюнер (опциональный аксессуар)
- Совместимость с Master System через адаптер Master Gear Converter
Слабые места:
- Автономность: 6 батареек хватало на 3–5 часов.
- Размеры: 400 г.
- Цена: $149.

В 2020 году к 30-летнему юбилею Game Gear компания Sega выпустила Game Gear Micro – мини-консоль для поклонников с 4 предустановленными играми.

Если не считать игр с Master System, которые можно запускать с помощью адаптера Master Gear Converter, то для Game Gear было выпущено 365 игр
NEC TurboExpress (1990) — портативная TurboGrafx-16
Основные факты:
- Разработчик: NEC / Hudson Soft
- Релиз:
- Япония: 1 декабря 1990 (как PC Engine GT)
- США: ноябрь 1991
- Цена на старте: $299.99($680 в 2024) — самая дорогая портативка 90-х
- Снята с производства: 1994
- Продажи: ~1.5 млн
Технические характеристики:
- Процессор: 8-битный Hudson HuC6280 (7.16 МГц) — тот же, что в TurboGrafx-16
- Экран:
- Цветной LCD (2.6 дюйма)
- Разрешение: 400×270 (масштабированное до 400×240)
- Цвета: 481 из палитры 512
- Память: 8 КБ RAM
- Звук: Стерео (через наушники)
- Питание: 6×AA батареек (~3 часа игры)
- Особенности:
- Полная совместимость с картриджами TurboGrafx-16/PC Engine
- TV Tuner (опционально) — для просмотра аналогового ТВ
Интересные факты:
- Первый портативный 16-бит (хотя CPU был 8-битным).
- Редкий ТВ-тюнер — сейчас стоит $500+.
- Прототип CD-версии — отменённый TurboExpress CD.
- Влияние на PSP — схожий дизайн кнопок.

NEC TurboExpress по сути своей является портативной версией TurboGrafx-16/PC Engine, поэтому их библиотеки игр совпадают и составляет ~ 400 игр.
2000–2010: Эпоха 32-битных и двухэкранных систем
Neo Geo Pocket / Neo Geo Pocket Color (1998–2001) — культовая, но недооценённая портативка от SNK
Основные факты:
- Neo Geo Pocket (ч/б):
- Япония: 28 октября 1998
- Продажи: ~50 тыс. (только Япония)
- Neo Geo Pocket Color (цветная):
- Япония: 16 марта 1999
- США/Европа: август–октябрь 1999
- Продажи: ~2 млн (включая переиздания)
- Дата смерти: 2001 (из-за банкротства SNK)
Технические характеристики:
- Процессор: 16-битный Toshiba TLCS-900H (6.144 МГц)
- Экран:
- 2.7-дюймовый LCD (146×144 пикселей)
- Цвета: 4096 (одновременно 16–146) + рефлективный (без подсветки)
- Звук: Стерео (редкость для портативок того времени)
- Управление:
- 8-направленный “клик-стик” (лучший джойстик до Nintendo Switch!)
- 2 кнопки (A/B) + опциональные комбинации
- Питание: 2×AAA (40 часов в ч/б-режиме, 20–30 в цветном)
Ключевые особенности:
Невероятная эргономика — идеально лежит в руках.
Скорость отклика — 60 FPS в большинстве игр.
Link Cable — мультиплеер до 2 игроков.
Совместимость: NGPC могла запускать ч/б-игры от NGP (но не наоборот).
Консоль выпускалась всего 3 года (с 1998 по 2001) так как в 2001 году SNK обанкротилась и выпуск консолей был прекращен.

В 2012 году, к 20-летию Neo Geo, компанией Tommo, без официальной поддержки SNK, была выпущена гибридная ретро-консоль Neo Geo X. Она была в стиле Neo Geo Pocket Color и имела док-станцию для подключения к TV (имитировала Neo Geo). Она имела на борту 20 встроенных игр и имела SD-слот для добавления ROM-ов. В 2013 году SNK Playmore подала в суд за незаконное использование бренда и производство консоли остановили.

Для Neo Geo Pocket было выпущено всего 10 игр (только в Японии), для Neo Geo Pocket Color 136 игр.
WonderSwan (1999–2003) — японская портативка от создателя Game Boy
После ухода из Nintendo легендарный Гумпэй Ёкои (создатель Game Boy) совместно с Bandai разработал WonderSwan.
Основные факты:
- WonderSwan (ч/б): 4 марта 1999 (только Япония)
- WonderSwan Color: 9 декабря 2000
- SwanCrystal: 12 июля 2002 (последняя модель)
- Цена на старте: 4,800 ¥ (~$45 в 1999)
- Продажи: ~3.5 млн (включая все версии)
- Снята с производства: 2003 (из-за конкуренции с GBA)
Технические характеристики:
- Процессор: 16-битный NEC V30MZ (3.072 МГц)
- Память: 512 КБ RAM + 64 КБ VRAM (+ +128 КБ WRAM у WonderSwan Color и SwanCrystal)
- Экран:
- WonderSwan: 2.49″ FSTN LCD, 4 градации серого
- WonderSwan Color: 2.8″ TFT LCD, 241 цвет из 4096
- SwanCrystal: 2.8″ улучшенный TFT, 241 цвет (лучшая передача)
- Звук:
- WonderSwan: 4-канальный PSG
- WonderSwan Color: +1 канал PCM
- SwanCrystal: Добавлен стереовыход
- Управление:
- 2 кнопки + сенс. триггеры
Ключевые особенности:
- Двойная ориентация
- Автоматическое переключение между вертикальным/горизонтальным режимом
- Энергопотребление
- Рекордная эффективность: в 3 раза экономичнее Game Boy
- Секрет — кастомный режим сна при паузе
- Аудиосистема
- Original: Моно через динамик
- SwanCrystal: Стерео через наушники (новый Wolfson WM1801)
Слабые места:
- Отсутствие на Западе — только Япония
- Слабый маркетинг — Bandai делала ставку на тамагочи
- GBA (2001) перекрыл все преимущества цветом и 32-битной графикой

Всего выпущено игр: 176 (включая все версии консоли). Из них:
- WonderSwan (ч/б, 1999–2000): 44 игры
- WonderSwan Color (2000–2002): 116 игр
- SwanCrystal (2002–2003): 16 игр (совместимы с Color)
Game Boy Advance (2001) — золотой стандарт портативного гейминга
Основные факты:
- Релиз:
- Япония: 21 марта 2001
- США: 11 июня 2001
- Европа: 22 июня 2001
- Цена на старте: 99.99$ (170$ в 2024)
- Продажи: 81.51 млн (включая SP и Micro)
- Снятие с производства: 2008
Технические характеристики:
- Процессор: 32-бит ARM7TDMI (16.78 МГц) + 8-бит Z80 (для совместимости с GB)
- Память: 32 КБ WRAM + 96 КБ VRAM
- Экран: 2.9″ TFT (240×160), 15-бит цвет (32,768 оттенков)
- Звук: 4 канала (2 PWM + 2 PSG) + ЦАП для samples
Эволюция моделей:
Original (2001)
- Классический дизайн
- Главный недостаток: Отсутствие подсветки
GBA SP (2003)
- Раскладушка с фронтальной подсветкой (модель AGS-001)
- AGS-101 (2005): Яркая задняя подсветка
- Встроенный Li-ion аккумулятор
Game Boy Micro (2005)
- Ультракомпактный (102×50×17 мм, 80 г)
- Совместимость только с GBA (не с GB/GBC)
- Ультракомпактный (102×50×17 мм, 80 г)
Ключевые особенности:
- Библиотека игр: >1,500 наименований
- Обратная совместимость: Запуск всех Game Boy/Color игр
- Эргономика: Удобнее конкурентов (Nokia N-Gage, Tapwave Zodiac)

Всего суммарно во всех регионах для GBA было выпущено 1548 игр.
Nokia N-Gage (2003) — амбициозный гибрид телефона и консоли, который стал коммерческим провалом
Основные факты:
- Релиз: 7 октября 2003
- Цена на старте: 299$ (500$ в 2024)
- Продажи: ~3 млн (при планах Nokia — 6 млн за первый год)
- Снят с производства: 2005 (заменён на N-Gage QD)
Технические характеристики:
- Процессор: ARM9 104 МГц
- Память: 4 МБ (пользователю доступно 3.4 МБ)
- Экран: 2.1″ TFT (176×208, 4096 цветов)
- Платформа: Symbian OS 6.1 (Series 60)
- Игровой носитель: MMC-карты (до 64 МБ)
- Связь: Bluetooth, GPRS
- Необычные фишки: FM-радио, MP3-плеер
Ключевые особенности:
- Сетевые возможности: мультиплеер через Bluetooth/GPRS
- Эксклюзивы: Tomb Raider, Call of Duty, Asphalt Urban GT
Слабые места:
- “Side-talking” — чтобы говорить по телефону, нужно было прикладывать устройство боком к уху
- Смена игр — требовалось снимать заднюю панель и батарею
- Цена игр — $40-50 при скромном качестве
N-Gage QD (2004) — попытка исправления ошибок
- Улучшения:
- Упрощённая замена игр (лоток для MMC)
- Увеличенная батарея
- Проблемы:
- Убран MP3-плеер и FM-радио
- Всё ещё дорогой ($179)

Всего для Nokia N-Gage было выпущено 58 игр. Из них 30 эксклюзивов и 28 портов с других платформ.
Tapwave Zodiac (2003) — забытый «убийца Game Boy»
Основные факты:
- Разработчик: Бывшие инженеры Palm (основатели Tapwave)
- Релиз: Ноябрь 2003 (США), 2004 (Европа)
- Цена: 299$(Zodiac1), 399$(Zodiac 2)
- Продажи: ~20 000 (коммерческий провал)
- Снят с производства: Июль 2005 (банкротство Tapwave)
Технические характеристики:
- Процессор: Motorola i.MX1 ARM9 (200 МГц)
- ОЗУ: 32 МБ (128 МБ Zodiac 2)
- Экран: 3.8″ TFT (480×320, 16-bit цвет)
- ОС: Palm OS 5.2 (специальная игровая оболочка)
- Управление: Сенсорный экран + аналоговый джойстик + 2 триггера
- Память: SD-слот (до 2 ГБ) + встроенная 10 МБ (Zodiac 1) / 32 МБ (Zodiac 2)
- Мультимедиа: MP3-плеер, видео, фото
- Батарея: Li-ion (до 6 часов игр)
Ключевые особенности:
- Первая портативка с аналоговым джойстиком
- Поддержка 3D-графики (OpenGL ES) — редкое явление для 2003 года
- Сенсорный экран + физические кнопки (прообраз Nintendo DS)
Слабые места:
- Слабый софт: Всего ~50 игр, включая порты с Palm OS
- Цена: Дороже PlayStation 2
- Конкуренты: Game Boy Advance SP (99$) и NokiaN−Gage (299$)
Уникальные особенности:
- Двойное назначение: Полноценный КПК с Word/Excel + игры
- Мультиплеер: Через Bluetooth (опередил время)
- Невыпущенный Zodiac 3: Планировался с Wi-Fi и камерой

Для Tapwave Zodiac было выпущено 54 игры. Из них 30 эксклюзивов и 24 порта с других платформ.
Nintendo DS (2004) — революция портативного гейминга с двумя экранами
Основные факты:
- Релиз:
- Япония: 2 декабря 2004
- США: 21 ноября 2004
- Европа: 11 марта 2005
- Цена на старте: $149.99
- Продажи: 154.02 млн (самая продаваемая консоль Nintendo после Game Boy)
- Снятие с производства: 2013
Технические характеристики:
- Процессоры: ARM9 (67 МГц) + ARM7 (33 МГц)
- Экраны: 2 × 3″ TFT (256×192), нижний — сенсорный
- Память: 4 МБ RAM, 256 КБ VRAM
- Носитель: Картриджи (до 512 Мбит) + слот GBA (до DSi)
- Связь: Wi-Fi 802.11b, локальный мультиплеер до 16 игроков
- Батарея: 6–10 часов (DS), 5–8 часов (DS Lite)
Уникальные особенности
Два экрана:
- Нижний сенсорный (стилус/палец)
- Верхний — классический
Обратная совместимость:
- Запуск игр Game Boy Advance (только у оригинальной DS и DS Lite)
Инновационные игры:
- Nintendogs (распознавание голоса)
- Brain Age (стилус как инструмент)
Эволюция моделей:
- Nintendo DS (2004):
- Громоздкий дизайн, слабая подсветка
- Nintendo DS Lite (2006):
- На 42% легче, яркие экраны
- Самый популярный вариант (93 млн проданных)
- Nintendo DSi (2008):
- Камеры (0.3 МП), магазин DSiWare
- Убран слот GBA
- Nintendo DSi XL (2009):
- Увеличенные экраны (4.2″)

Всего для Nintendo DS было выпущено около 1850 игр. Данные в разных источниках могут разниться, так как одни учитывают альтернативные версии одинаковых игр, а другие нет. И это цифра без учёта игр с Game Boy Advance доступных по обратной совместимости.
PlayStation Portable (PSP) (2004–2014) — карманная революция от Sony
Основные факты:
- Релиз:
- Япония: 12 декабря 2004
- США: 24 марта 2005
- Европа: 1 сентября 2005
- Цена на старте: $249/€249
- Продажи: 80+ млн (включая все ревизии)
- Снята с производства: 2014
Технические характеристики:
- Процессор: MIPS R4000 (333 МГц) + GPU
- ОЗУ/ПЗУ: 32 МБ RAM / 32 МБ флеш-памяти (64 МБ флеш-памяти у Go)
- Экран: 4.3″ TFT (480×272), 16.7 млн цветов
- Носитель: UMD-диски (1.8 Гб)
- Связь: Wi-Fi 802.11b, ИК-порт (только 1000 модель)
- Батарея: 1800 мАч (1200 мАч у Go)
Уникальные особенности
- Воспроизведение MP4, MP3, фото
- ТВ-выход (через кабель)
- Поддержка OpenGL ES 1.0
- Аналоговый стик (первые модели — “скользящий”)
- Браузер, PlayStation Store (до 2021 года)
Эволюция моделей:
- PSP-1000 (2004):
- Тяжёлая (280 г), “мыльница”
- PSP-2000 (Slim & Lite, 2007):
- На 33% легче, видео-выход
- PSP-3000 (2008):
- Антибликовый экран, микрофон
- PSP Go (2009):
- Слайдер, только цифровые игры
- PSP Street (E-1000, 2011):
- Бюджетная версия без Wi-Fi

На PSP было выпущено 1350-1400 уникальных игр по всем регионам.
2011–2020: Эпоха гибридов и мобильного гейминга
Nintendo 3DS (2011) — революция 3D без очков
Основные факты:
- Релиз:
- Япония: 26 февраля 2011
- США/Европа: март 2011
- Цена на старте: 249 $(резко снижена до 169$ через 5 месяцев)
- Продажи: 75.94 млн (включая все модели)
- Снята с производства: 2020
Технические характеристики:
- Процессоры: Dual-Core ARM11 (268 МГц) + GPU (Quad-Core (804 МГц) у New 3DS)
- Экраны: Верхний: 3.53″ автостереоскопический (800×240) / Нижний: 3.02″ сенсорный (320×240)
- 3D-эффект: Параллакс-барьер (регулируемая глубина) (Следящая камера (Face Tracking) у New 3DS)
- Камеры: 2 внешние (0.3 МП) + 1 фронтальная
- Носители: Картриджи (до 8 ГБ), SD-карта (MicroSD у New 3DS)
- Уникальные фичи: Гироскоп, шагомер, StreetPass (NFC (для amiibo), ZL/ZR у New 3DS)
Эволюция моделей:
- Оригинальная 3DS (2011):
- Компактная, но с “пухлыми” габаритами.
- 3DS XL (2012):
- Увеличенные экраны (верхний 4.88″), лучшая автономность.
- Nintendo 2DS (2013)
- Облегчённая версия без 3D
- New 3DS (2014):
- Аналоговый “C-Stick”, улучшенный 3D (слежение за лицом).
- New 2DS XL (2017):
- Облегчённая версия без 3D, но с мощностью New 3DS.
Почему выжила после провального старта?
- Ценовой срез: С 249$ до 169$ + программа лояльности (20 бесплатных игр).
- Эксклюзивы: Fire Emblem Awakening, Monster Hunter 4 Ultimate.
- StreetPass: Социальный феномен (обмен данными в спящем режиме).

Для консоли Nintendo 3DS было выпущено примерно 1300–1400 уникальных игр с учётом всех регионов
PlayStation Vita (2011–2019) — самая мощная портативная консоль своего времени, которую не оценили
Основные факты:
- Релиз:
- Япония: 17 декабря 2011
- США/Европа: 22 февраля 2012
- Цена на старте: 249(Wi−Fi),249(Wi−Fi),299 (3G)
- Продажи: ~15–16 млн (против 80 млн у PSP)
- Снята с производства: 2019 (в Японии — 2021)
Технические характеристики:
- Процессор: 4-ядерный ARM Cortex-A9 (2 ГГц) + GPU SGX543MP4+
- Экраны: 5″ OLED (960×544) + сенсорный задний тачпад
- Память: 512 МБ RAM, 128 МБ VRAM
- Носители: Proprietary карты (4–64 ГБ)
- Управление: Аналоговые стики ×2, гироскоп, акселерометр
- Камеры: Фронтальная и тыльная (0.3 МП)
- Батарея: 2200 мАч (3–5 часов игр)
Эволюция моделей:
- PCH-1000 (2011):
- OLED-экран, тяжёлая (279 г), разъём проприетарный.
- PCH-2000 (2013, Slim):
- LCD вместо OLED, на 20% тоньше, micro-USB, 1 ГБ встроенной памяти.
- PS Vita TV (2013):
- Мини-приставка для ТВ (без экрана), поддержка DualShock 3.
Ключевые особенности:
- Мощность: Графика уровня PS3 (Uncharted: Golden Abyss).
- Эргономика: Лучшие аналоговые стики среди портативок.
- Кроссплей: Remote Play с PS4 (опередила время).
Слабые места:
- Цена носителей: Карта памяти 32 ГБ — $100.
- Конкуренция: Мобильные игры (iPhone/Android) и Nintendo 3DS.
- Отказ Sony: Первопартийные студии переведены на PS4.
Хоть Playstation Vita и провалилась, в первую очередь из-за политики самой Sony, а не из-за качества консоли, однако она все равно стала культовой среди фанатов.

Для PlayStation Vita было выпущено около 1500–1600 уникальных игр с учётом всех регионов. Из них около 30% не имели физического издания и были доступны только в цифровом виде.
Nintendo Switch (2017) — революционный гибрид, изменивший индустрию
Основные факты:
- Релиз: 3 марта 2017 (мировой одновременно)
- Цена на старте: $299 / €329
- Продажи: 141 млн (на 2024 год, 3-е место после PS2 и DS)
- Текущая цена: 299$(OLED), 199$(Lite)
Технические характеристики:
- Процессор: NVIDIA Tegra X1 (4×Cortex-A57 + 4×A53, GPU Maxwell)
- Экран: 6.2″ LCD (720p) / 7″ OLED (2021)
- Память: 4 ГБ LPDDR4 + 32/64 ГБ eMMC
- Графика: 1 TFLOP (док-станция — 0.5 TFLOP)
- Режимы работы: Док-станция (1080p), портативный (720p)
- Батарея: 4310 мАч (2.5–6.5 часов)
Эволюция моделей:
- Оригинальная (2017): LCD, съёмные Joy-Con.
- Switch Lite (2019): 5.5″, несъёмные контроллеры, только портативный режим.
- Switch OLED (2021): 7″ OLED, улучшенный звук, подставка.
Уникальные особенности:
Гибридность: Первая успешная консоль “2-в-1”.
Joy-Con: HD-вибро (Rumble), IR-камера, гироскопы.
Локальный мультиплеер: До 8 консолей в Mario Kart.
Аппаратные слабости: Слабее PS4/XOne даже в док-режиме.

На момент 2025 года для консоли Nintendo Switch выпущено более 5000 игр (с учётом цифровых релизов, эксклюзивов и мультиплатформенных проектов). Из них около 60% это цифровые эксклюзивы.
2021–2024: Современные устройства
Steam Deck (2022) — портативный ПК, перевернувший рынок
Основные факты:
- Разработчик: Valve
- Релиз:
- Первые поставки: 25 февраля 2022
- Массовые продажи: с 2023 года
- Цены (2024):
- LCD-версия: $399(64ГБ), $529(256ГБ), $649(512ГБ)
- OLED-версия (2023): $549(512ГБ), $649(1ТБ)
- Продажи: ~3–5 млн (точные цифры Valve не раскрывает)
Технические характеристики:
- Процессор: AMD Zen 2 (4 ядра, 2.4–3.5 ГГц)
- Графика: AMD RDNA 2 (1.6 TFLOPs)
- Экран: 7″ IPS (1280×800, 60 Гц) (7.4″ OLED (90 Гц, HDR) в OLED-версии)
- ОЗУ: 16 ГБ LPDDR5
- Накопитель: eMMC (64 ГБ) / NVMe SSD (до 1 ТБ)
- Батарея: 40 Вт·ч (2–8 часов) (50 Вт·ч (3–12 часов) в OLED-версии)
- ОС: SteamOS (Arch Linux) + Windows (неофициально)
Уникальные особенности:
- Поддержка всех игр Steam (через Proton)
- Можно установить Windows, эмуляторы (вплоть до PS3)
- Трекпады (как в Steam Controller)
- 4 программируемые задние кнопки
- Док-станция превращает в десктоп (поддержка 4K)
- Подключение клавиатуры/мыши
Слабые места:
- Громоздкая (669 г — тяжелее Switch в 2 раза)
- Не все игры оптимизированы (например, Destiny 2 не работает)
Почему Steam Deck — это прорыв?
- Доказала, что PC-гейминг может быть портативным.
- Заставила Sony/Microsoft задуматься о своих облачных решениях.
- Создала новый рынок — конкуренты (ROG Ally, Legion Go) появились через год.

На момент 2025 года для Steam Deck поддерживается более 12 000 игр из библиотеки Steam, но с разной степенью совместимости.
PlayStation Portal (2023) — стриминговый гаджет для обладателей PS5
Основные факты:
- Релиз: 15 ноября 2023
- Цена: $199 / €219
- Продажи: ~500 тыс. (оценка на 2024 год)
- Статус: Постоянный дефицит из-за высокого спроса
Технические характеристики
- Экран: 8″ LCD (1080p, 60 Гц)
- Звук: 3.5 мм jack + технология PlayStation Link (для беспроводных гарнитур)
- Управление: Полноразмерные джойстики DualSense (с адаптивными триггерами и тактильной отдачей)
- Подключение: Wi-Fi 5 (802.11ac), обязательна PS5 с интернетом от 15 Мбит/с
- Автономность: 7–9 часов (зависит от использования вибро)
- Вес: 529 г (тяжелее Switch OLED на 40%)
Как это работает?
- Только стриминг — нельзя запускать игры локально.
- Требуется PS5 — консоль должна быть включена (или в режиме Rest Mode).
- Поддержка Remote Play — работает через домашний Wi-Fi или интернет (доступ из любой точки мира).

Так как PlayStation Portal по сути своей не является самостоятельной консолью, а для запуска игр требуется PlayStation 5, то и своей собственной библиотеки игр у неё нет.
ASUS ROG Ally (2023) — мощнейший портативный ПК от ASUS
Основные факты:
- Релиз: 13 июня 2023
- Цены (2024):
- Z1 (базовая): $599 (снята с продажи)
- Z1 Extreme (топовая): $699 / €799
- Продажи: ~500 тыс. (оценка на 2024)
Технические характеристики (Z1 Extreme)
- Процессор: AMD Ryzen Z1 Extreme (8 ядер/16 потоков, 5.1 ГГц)
- Графика: AMD RDNA 3 (8.6 TFLOPs)
- Экран: 7″ IPS, 1080p (1920×1080), 120 Гц, 500 нит
- ОЗУ: 16 ГБ LPDDR5 (6400 МГц)
- Накопитель: 512 ГБ PCIe 4.0 SSD (слот M.2 2230 для апгрейда)
- ОС: Windows 11 (с оптимизированным Armoury Crate SE)
- Батарея: 40 Вт·ч (1.5–6 часов игры)
- Вес: 608 г (на 10% легче Steam Deck)
Ключевые особенности:
Максимальная мощность — тянет Cyberpunk 2077 на 1080p/Medium (~45 FPS).
Экран 120 Гц — плавность в CS2, Dota 2, инди-играх.
Windows 11 — полная совместимость с Game Pass, Epic Store, пиратскими играми.
Слабые места:
Автономность — всего 2–3 часа в AAA-играх.
Греется — до 95°C под нагрузкой (но не троттлит).

Так как ASUS ROG Ally это обычный мини-ПК на Windows 11 то и игры на нем пойдут все те же что и на обычном ПК, а это десятки тысяч игр.
Lenovo Legion Go (2023) — портативный ПК с отсоединяемыми контроллерами
Основные факты:
- Релиз: 31 октября 2023
- Цена: $699(512ГБ), $699(512ГБ), $749 (1 ТБ)
- Продажи: ~300 тыс. (оценка на 2024)
Технические характеристики:
- Процессор: AMD Ryzen Z1 Extreme (8 ядер, 5.1 ГГц)
- Графика: AMD RDNA 3 (8.6 TFLOPs)
- Экран: 8.8″ IPS, 1600p (2560×1600), 144 Гц, 500 нит, сенсорный
- ОЗУ: 16 ГБ LPDDR5X (7500 МГц)
- Накопитель: 512 ГБ / 1 ТБ PCIe 4.0 SSD (слот M.2 2242)
- ОС: Windows 11
- Управление: Отсоединяемые контроллеры (как у Switch) + встроенный трекпад
- Батарея: 49.2 Вт·ч (2–8 часов)
- Вес: 854 г (с контроллерами)
Уникальные особенности:
Гигантский экран — самый большой среди портативок (8.8″).
Контроллеры FPS Mode — можно использовать вертикально (как мышь для шутеров).
Стойка в комплекте — удобно для стола или ТВ-режима.
Слабые места:
Громоздкий — тяжелее конкурентов (на 30% массивнее Steam Deck).
Windows-оптимизация — требует ручных настроек.

В случае как и с ASUS ROG Ally, это мини-ПК на Windows 11. Соответственно библиотека игр на нем такая же как на обычном ПК.
Заключение: Эволюция портативных консолей — от механических игрушек до гибридных систем
Статья представляет собой подробный экскурс в историю портативных игровых устройств, начиная с механических предшественников XIX–XX веков и заканчивая современными гибридными системами вроде Nintendo Switch и Steam Deck. Конечно, невозможно рассказать про абсолютно все устройства которые выходили и выходят в данный момент, но я постарался рассказать про все ключевые консоли так или иначе повлиявшие на историю как портативного гейминга в частности, так и на индустрию в целом. Вот ключевые выводы:
1. От простого к сложному
- Механические игры (шахматы, покер-автоматы) заложили основу для идеи портативного развлечения.
- Электронные LCD-устройства (Game & Watch, Tiger Electronics) показали спрос на компактные игры, но ограничивались одной игрой на устройство.
- Картриджевые системы (Game Boy, Neo Geo Pocket) совершили революцию, предложив сменные носители и библиотеки игр.
2. Борьба технологий и философий
- Nintendo делала ставку на доступность и инновации (два экрана у DS, 3D без очков у 3DS).
- Sony и Sega пытались превзойти конкурентов мощностью (PSP, Vita, Game Gear), но проигрывали из-за цены и автономности.
- Провальные эксперименты (Nokia N-Gage, Tapwave Zodiac) доказали: недостаточно просто добавить игры в телефон или КПК.
3. Современный этап: стирание границ
- Гибриды (Switch, Steam Deck, ROG Ally) объединили портативный и стационарный гейминг.
- Стриминг (PlayStation Portal) стал альтернативой локальным вычислениям.
- Мобильные технологии догнали консоли: ARM-процессоры и RDNA-графика в портативных ПК (Ally, Legion Go) почти не уступают десктопам.
4. Культурное влияние
- Советские клоны (Электроника «Ну, погоди!») и пиратские устройства (Konami Top Player) показали, что гейминг — это не только про технологии, но и про доступность.
- Легендарные игры (Tetris, Pokémon, Persona) доказали: даже примитивное «железо» может быть платформой для шедевров.
5. Будущее
Анонс Switch 2 и развитие облачного гейминга (Xbox Cloud, PS Plus Premium) указывают на два пути:
- Локальная мощность (Steam Deck, ROG Ally).
- Стриминг (PlayStation Portal).
Итог: История портативных консолей — это история компромиссов между мощностью, автономностью и ценой. Успешные устройства (Game Boy, DS, Switch) находили баланс, а неудачники (Lynx, Vita) либо перегружали функционал, либо недооценивали рынок. Сегодня грань между консолями, ПК и мобильными устройствами исчезает, но ностальгия по «кнопочным» LCD-играм остаётся.