Поколения игровых консолей от 1972 до 2023 года
Введение
Всем привет!
У нас на сайте достаточно много статей про то, как эмулировать те или иные консоли, в частности про такие системы как RetroPie или RetroArch, но про сами игровые консоли речь пока что не велась. Пришла пора исправить этот огрех, и начну я пожалуй с краткой общей истории.
Игровые консоли прошли впечатляющий путь от простых устройств с парой квадратных точек на экране до мощных мультимедийных систем. Эта статья проведет вас через все поколения домашних игровых систем, показывая, как технологический прогресс менял индустрию видеоигр.
Примечание! Речь будет идти только про домашние игровые системы (консоли/приставки). Про домашние компьютеры, игровые автоматы и прочие технические средства мы еще обязательно поговорим, но в другие разы.
Первое поколение игровых систем (1972–1977)
Magnavox Odyssey (1972)
- Производитель: Magnavox (США)
- Дата выхода: 1972 (США), 1973 (Европа/Япония)
- Процессор: Отсутствует (аналоговая логика на дискретных компонентах)
- Графика:
- Разрешение: Нет фиксированного (аналоговый сигнал)
- Отображает: 3 квадратные точки (2 управляемых игроком, 1 системная)
- Цвет: Чёрно-белый (требовался цветной фильтр для ТВ)
- Звук: Отсутствует
- Носитель: Сменные игровые картриджи (28 игр) — фактически переключатели схемы
- Память: Нет
- Управление: 2 аналоговых контроллера с ручками
- Дополнительно:
- Подключалась к телевизору через RF-модулятор
- В комплекте: пластиковые накладки на экран ТВ, игральные карты, фишки (для настольных игр)
- Питание: 6 батарей типа C (или адаптер)

Atari Pong (1975–1977)
- Производитель: Atari (США)
- Дата выхода: 1975 (домашняя версия)
- Процессор: Аналоговая схема (чип MOS Technology MPS-7600)
- Графика:
- Разрешение: Упрощённое (2 «ракетки» и 1 «мяч»)
- Цвет: Чёрно-белый (некоторые модели — цветные через TV-фильтры)
- Звук: Монофонический «пинг» при ударе мяча
- Носитель: Встроенные игры (только Pong)
- Память: Отсутствует
- Управление: 2 встроенных регулятора (вращающиеся ручки)
- Дополнительно:
- Варианты: Pong Doubles (4 игрока), Super Pong (4 игры)
- Питание: Адаптер 9V DC
- Корпус: Деревянный (ранние модели), пластиковый (поздние)

Сравнительная таблица
Характеристика | Magnavox Odyssey (1972) | Atari Pong (1975) |
---|---|---|
Технология | Аналоговая | Аналоговая |
Графика | 3 точки | 2 ракетки + мяч |
Звук | Нет | Простой «пинг» |
Игры | 28 картриджей | 1 встроенная |
Управление | 2 контроллера | Встроенные ручки |
Цена при выходе | 99 (600 сегодня) | 98 (500 сегодня) |
Интересный факт: Magnavox Odyssey требовала от игроков вести счёт на бумаге — консоль не умела его отображать!
Историческое значение
- Odyssey: Первая консоль, доказавшая возможность домашних видеоигр. Не имела процессора — использовала 40 транзисторов и 40 диодов.
- Pong: Коммерческий прорыв. Упростила концепцию Odyssey, сделав игры доступными массам. Продано > 35 000 экземпляров за первый год.
Помимо двух вышеописанных консолей было выпущено огромное количество Pong-консолей, таких как Coleco Telstar, Ping-o-Tronic, Color TV Game, и даже в СССР выпускались игровые приставки типа “Турнир”. По большему счету они все друг от друга отличаются не сильно, по этой причине описывать каждую отдельно смысла не вижу.
Второе поколение игровых систем (1976-1984)
Второе поколение характерно большим количеством выпущенных игровых систем от различных компаний, таких как: Atari, RCA, Coleco, Midway, Magnavox / Philips и многих других. Вследствие этого, из-за перенасыщения рынка видеоигровыми системами, в 1983 году произошел кризис видеоигровой индустрии.
Fairchild Channel F (1976)
- Процессор: Fairchild F8 (1.79 МГц)
- Память: 64 байта ОЗУ, 2 КБ ПЗУ
- Графика:
- Разрешение: 128×64 (монохромная)
- Цвет: 8 фиксированных палитр (накладывались телевизионным фильтром)
- Звук: Моно, 500 Гц генератор
- Носители: 26 картриджей (+2 встроенные игры)
- Управление: Уникальные джойстики с поворотными ручками
- Историческая роль: Первая консоль с сменными картриджами ПЗУ (не перемычками)

RCA Studio II (1977)
- Процессор: RCA 1802 (1.78 МГц)
- Память: 512 байт ОЗУ, 2 КБ ПЗУ
- Графика:
- Разрешение: 64×32 (чёрно-белая)
- Символьная (аналогична телетексту)
- Звук: Одиночный бипер
- Управление: 2 встроенные 10-кнопочные клавиатуры
- Провал: Устаревшая даже на момент выхода — графикой уступала Pong-машинам.

Atari 2600 VCS (1977)
- Процессор: MOS 6507 (1.19 МГц)
- Память: 128 байт ОЗУ, 4 КБ ПЗУ (картриджи до 32 КБ)
- Графика:
- Разрешение: 160×192 (до 4 цветов в строке)
- Спрайты: 2 игрока, 2 снаряда, 1 мяч
- Звук: 2-канальный TIА-чип (моно)
- Библиотека: 900+ игр (рекорд для эпохи)
- Легенда: Первая массовая консоль с цветной графикой.

Magnavox Odyssey² (1978)
- Процессор: Intel 8048 (1.79 МГц)
- Память: 64 байта ОЗУ, 1 КБ ПЗУ
- Графика:
- Разрешение: 160×200 (4 цвета)
- Фиксированные символы (встроенный шрифт)
- Особенность: Мембранная клавиатура для обучающих игр
- В Европе: Известна как Philips Videopac G7000.

Mattel Intellivision (1979)
- Процессор: CP1610 (894 кГц)
- Память: 1 КБ ОЗУ, 7 КБ ПЗУ
- Графика:
- Разрешение: 160×96 (16 цветов)
- 8 спрайтов на экран
- Фишка: Планировалась клавиатура для превращения в ПК (не выпущена)
- Игры: 132 игры, включая культовый Astrosmash.

ColecoVision (1982)
- Процессор: Z80 (3.58 МГц)
- Память: 1 КБ ОЗУ, 8 КБ ПЗУ
- Графика:
- Разрешение: 256×192 (16 цветов из 32)
- Аппаратные спрайты (32 на экран)
- Совместимость: Адаптер для Atari 2600
- Революция: Первая консоль с аркадным качеством (например, Donkey Kong в комплекте).

7. Atari 5200 (1982)
- Процессор: 6502С (1.79 МГц)
- Память: 16 КБ ОЗУ
- Графика:
- Разрешение: 320×192 (16 цветов)
- Наследник Atari 400/800 (но несовместима)
- Провал:
- Неудобные джойстики без автоцентрирования
- Всего 69 игр

Сравнительная таблица
Консоль | Год | Процессор | Память | Цвета | Игр | Уникальная черта |
---|---|---|---|---|---|---|
Fairchild F | 1976 | F8 | 64 байт | 8 | 26 | Первые картриджи ПЗУ |
Atari 2600 | 1977 | 6507 | 128 байт | 4 | 900+ | Стандарт индустрии |
Intellivision | 1979 | CP1610 | 1 КБ | 16 | 132 | Псевдо-16-битная графика |
ColecoVision | 1982 | Z80 | 1 КБ | 32 | 170 | Аркадное качество |
Наследие
- Atari 2600 и ColecoVision стали культовыми.
- Intellivision — первый шаг к «умным» консолям.
- Кризис очистил рынок, проложив путь Nintendo (NES).
Интересный факт: Современные эмуляторы (вроде RetroArch) используют разные BIOS для Atari 5200 и Atari 800, несмотря на схожесть «железа».
Я перечислил, на мой взгляд, самые интересные консоли второго поколения, но помимо вышеописанных в этом поколении были так же Bally Astrocade от компании Midway, Interton VC 4000 от компании Interton, APF Imagination Machine от APF и еще много-много самостоятельных и клонов уже существующих консолей. Вообще, про второе поколение можно писать отдельную диссертацию. Но этим мы займёмся в другой раз. А сейчас перейдем к самой ключевой и переломной ступени в истории консолей.
Кризис 1983 года: причины
- Перенасыщение рынка: 100+ консолей от 50+ компаний.
- Провал Atari 5200/E.T.: Мусорные игры и финансовые потери.
- Конкуренция с ПК: Commodore 64 предлагал игры + полезные функции.
Третье поколение игровых систем (1983-1994)
Мы подошли к одному из самых важных поколений в истории видеоигр – эпохе 8-битных консолей. Хотя разнообразие систем было меньшим, чем во втором поколении, именно в этот период (1983-1994 гг.) сформировалась современная игровая культура.
Casio PV-1000 (1983)
- Процессор: Z80A (3.58 МГц)
- Память: 2 КБ ОЗУ, 1 КБ видеопамяти
- Графика:
- Разрешение: 256×192
- 8 цветов (одновременно)
- 32 спрайта 16×16 пикселей
- Звук: 3-канальный PSG
- Библиотека: 15 игр (в основном порты с MSX)
- Провал: Выпущена за месяц до Famicom, снята с производства через год
Консоль не смогла добиться коммерческого успеха из-за сильной конкуренции со стороны Nintendo Famicom. Всего для PV-1000 было выпущено 15 игр, причём большинство действительно являлись портами с компьютеров MSX.

Sega SG-1000 (1983)
- Архитектура:
- Процессор: Z80 (3.58 МГц)
- Видеочип: TMS9928A (16 цветов, 256×192)
- Звук: SN76489 (3 канала + шум)
- Носители:
- 42 игры на картриджах
- 29 игр на Sega My Card (карты с адаптером)
- Историческая роль:
- Первая консоль Sega
- Продано 400,000 экз. (против 19 млн Famicom)

Nintendo Famicom/NES (1983/1985)
- Технические характеристики:
- CPU: Ricoh 2A03 (MOS 6502, 1.79 МГц)
- PPU: 256×240, 52 цвета (одновременно 25)
- Звук: 5 каналов (2 импульсных, треугольный, шум, ДПСМ)
- Рекорды:
- 61.91 млн проданных консолей
- 1059 лицензионных игр для Famicom (Япония) и 716 для NES (США и Европа)
- Поддержка до 2003 года
- Инновации:
- Система защиты 10NES (для США)
- Первый джойстик с крестовиной (D-pad)
- Культовые игры: Super Mario Bros., The Legend of Zelda, Metroid
За жизненный цикл консоли было выпущено множество версий консоли с различными модификациями, десятки аксессуаров, и порядка 1000 игр, не говоря уже про Более 1000 нелицензионных картриджей (особенно в Азии и Восточной Европе) и Китайские “Famiclones” (например, Dendy в России). Один тот факт, что выпуск консоли продолжался до 2003 года, а различные неофициальные клоны выходят и продаются и по сей день, говорит о народной любви лучше и красочней всяких цифр по рейтингам и продажам.


Sega Master System (1985)
- Техническое превосходство над NES:
- CPU: Z80 (3.58 МГц)
- Видео: 256×192, 32 цвета (одновременно)
- Звук: SN76489 + FM-синтез (в японской версии)
- Уникальные особенности:
- 3D-очки (SegaScope)
- Встроенная игра Alex Kidd in Miracle World
- Региональные отличия:
- Япония: Sega Mark III с FM-звуком
- Бразилия: производство до 2019 года (Tectoy)
Sega Master System (США, Европа) / Sega Mark III (Япония) – игровая консоль третьего поколения, выпущенная компанией SEGA в 1985 году. Является наследницей SG-1000 и прямым конкурентом NES. Являясь более совершенной, в техническом плане, чем NES, Master System всё же не смогла побороть её по популярности в США и Японии, но при этом она достигла гораздо больших успехов в Бразилии и Европе. Более того, в той же Бразилии она до сих пор популярна и пользуется успехом.
За жизненный цикл консоли было выпущено 372 игры (с учётом всех регионов и форматов), несколько аксессуаров, таких как световой пистолет (Light Phaser), стереоочки (SegaScope 3-D) и даже компактную версию консоли (Master System 3 Compact).


Atari 7800 (1986)
- Технические особенности:
- CPU: 6502C (1.79 МГц)
- Графика: MARIA-чип (100 спрайтов, 320×200)
- Полная совместимость с Atari 2600
- Коммерческий провал:
- 70 игр (многие — порты с 2600)
- Конкуренция с NES/SMS
- Интересный факт:
- Разрабатывалась в 1984, но выпуск отложен из-за продажи Atari
Atari 7800 – игровая консоль, выпущенная компанией Atari в июне 1986 года. 7800 была разработана для замены неудачной Atari 5200. В этой системе Atari устранила все недостатки Atari 5200: вместо аналоговых джойстиков она имела простые цифровые джойстики, была почти полностью совместима с Atari 2600 и она даже была дешевле – начальная цена составила 140 долларов.
Хоть на момент выхода консоль и имела положительные оценки но продажи она имела малые. Однако, несмотря на это Atari 7800 всё равно была успешной, не в малой степени из-за популярности своего предшественника Atari 2600.
Всего на Atari 7800 было выпущено 59 игр (включая порты с Atari 2600 и эксклюзивы), и 6–11 фанатских/неофициальных релизов.

Сравнительная таблица
Консоль | CPU | Память | Графика | Звук | Игр | Продажи |
---|---|---|---|---|---|---|
Famicom | 6502 | 2 КБ | 256×240, 52 цв. | 5 каналов | 700+ | 61.91 млн |
SMS | Z80 | 8 КБ | 256×192, 32 цв. | 4 канала | 372 | 13 млн |
Atari 7800 | 6502C | 4 КБ | 320×200, 25 цв. | 2 канала | 70 | ~1 млн |
Ключевые тенденции поколения
- Стандартизация:
- Доминирование NES (90% рынка к 1988)
- Формирование модели “консоль+эксклюзивы”
- Технологические прорывы:
- Появление скроллинга (Super Mario Bros.)
- Сохранения (The Legend of Zelda)
- Расширения (Famicom Disk System)
- Региональные различия:
- Япония: FM-звук в Mark III
- Европа: популярность Master System
Неочевидные факты
- Sega SG-1000 использовала те же чипы, что и ColecoVision
- Atari 7800 могла выводить 100 спрайтов без мерцания (превосходя NES)
- Famicom в Японии имела:
- Красный дизайн
- Встроенный микрофон в контроллере
- 15-пиновый порт для периферии
Наследие
Третье поколение установило:
- Роль Nintendo как лидера индустрии
- Формат картриджей с защитой от копирования
- Концепцию эксклюзивных франшиз (Mario, Zelda, Sonic)
Показательно: Современные ретро-релизы (NES Mini, Sega Genesis Mini) в основном используют игры именно этого поколения.
Так же было несколько консолей выпущенных на основе уже существующий домашних компьютеров, такие как Commodore 64GS, Amstrad GX4000 или выпускаемая эксклюзивно для корейского рынка Zemmix. Но про них мы поговорим когда-нибудь в другой раз.
Четвёртое поколение игровых систем (1987-1996)
Четвёртое поколение игровых систем, также известное как эпоха 16 битных игровых систем.
PC Engine / TurboGrafx-16 (1987)
- Архитектура:
- ЦП: Hudson Soft HuC6280 (модифицированный 65C02, 7.16 МГц)
- Графика:
- Два кастомных GPU (16-битные)
- 482 цвета из палитры 512
- Разрешение: 256×239 (макс. 565×242)
- Звук: 6-канальный PSG + 1 канал PCM
- Носители:
- HuCard (картриджи до 20 Мбит)
- CD-ROM² (первая консоль с CD, 1988)
- Продажи: 10 млн (включая все ревизии)
- Уникальные фишки:
- Самая компактная консоль (14×14×3.8 см)
- SuperGrafx (апгрейд 1989) с дополнительным VRAM
PC Engine была 8-разрядной приставкой с двойным 16-разрядным графическим процессором, с возможностью отображения 482 цветов одновременно. Игры для консолей выпускались на носителях HuCard. Так же, это первая консоль где в виде носителя информации впервые начали использоваться компакт-диски.


Sega Mega Drive / Genesis (1988)
- Технические характеристики:
- ЦП: Motorola 68000 (7.67 МГц) + Z80 (3.58 МГц для звука)
- Графика:
- VDP Yamaha YM7101
- 64 цвета из 512 (одновременно)
- Разрешение: 320×224
- Звук: Yamaha YM2612 (FM-синтез) + Texas Instruments SN76489 (PSG)
- Расширения:
- Sega CD (1991): CD-привод + дополнительный 68000
- 32X (1994): два процессора SH-2 (частично 32-битная)
- Библиотека игр: 900+
- Продажи: 30.75 млн (без учёта 32X/Sega CD)
Одна из наиболее популярных консолей за всю историю. Помимо самой консоли были выпущены дополнительные периферийные устройства увеличивающие производительность консоли, такие как Sega CD и Sega 32X. Однако общественность неоднозначно приняла такие потуги компании продлить жизнь своей консоли. Тем не менее на народную любовь к оригинальной консоли это слишком сильно не повлияло.


Super Nintendo / Super Famicom (1990)
- Технические инновации:
- ЦП: Ricoh 5A22 (16-битный, 3.58 МГц)
- Графика:
- PPU с режимами 2-7 (макс. 256×224)
- 256 цветов из 32768
- Чипы-сопроцессоры в картриджах (DSP-1, Super FX)
- Звук: Sony SPC700 (8-битный) + DSP (8 каналов ADPCM)
- Super Mario World (4096 цветов)
- Star Fox (чип Super FX)
- Donkey Kong Country (пререндеренная 3D-графика)
Официально лицензированные игры:
- Super Famicom (Япония, 1990–2000): 1,448 игр
- Включая эксклюзивы (Mother 2, Fire Emblem: Genealogy of the Holy War)
- Последняя официальная игра: Metal Slader Glory: Director’s Cut (2000)
- SNES (США/Европа, 1991–1999): 783 игры
- Из них 721 выпущена в США
- Последняя игра: Frogger (1998, Majesco)
- Продажи: 49.1 млн (лидер поколения)
В SNES были представлены улучшенные графические и звуковые возможности по сравнению с другими консолями того времени. Кроме того, разработка дополнительных чипов, которые встраивались в картридж игры, позволяла ей оставаться конкурентоспособной на мировом рынке даже после выхода следующего поколения игровых приставок.
Конкуренция между компаниями Nintendo и Sega вылилась в одну из самых ожесточённых консольных войн в истории компьютерных игр. На протяжении долгого времени не было явного лидера и рынок домашних видеоигр был поделен практически пополам между двумя гигантами. Но в итоге SNES стала доминировать на американском рынке.


Neo-Geo (1990)
- Аркадные технологии дома:
- ЦП: Motorola 68000 (12 МГц) + Z80 (4 МГц)
- Графика:
- 4096 цветов из 65536
- Разрешение: 320×224
- Спрайты без ограничений по количеству
- Носители:
- Картриджи до 330 Мбит (в 6 раз больше SNES)
- CD-версия (1994) с загрузочными временами
- Цена: 649(против649(против199 у SNES)
- Эксклюзивы: Metal Slug, The King of Fighters
Первоначально Neo Geo была выпущена как система для игровых автоматов MVS (Multi Video System). На момент выпуска Neo Geo была очень мощной системой, более мощной, чем любые игровые консоли того времени, и чем многие аркадные системы, но из-за высокой стоимости не стала столь популярна как её более слабые конкуренты.

Техническое сравнение
Параметр | PC Engine | Mega Drive | SNES | Neo-Geo |
---|---|---|---|---|
ЦП | HuC6280 | 68000 | 5A22 | 68000 |
Частота (МГц) | 7.16 | 7.67 | 3.58 | 12 |
Цвета | 482/512 | 64/512 | 256/32768 | 4096/65536 |
Звук | 6+1 канал | FM+PSG | 8 ADPCM | 15 каналов |
Цена (старт) | $199 | $189 | $199 | $649 |
Консольные войны: ключевые моменты
- Маркетинговые стратегии:
- Sega: “Genesis does what Nintendon’t” + агрессивный ребрендинг для США
- Nintendo: Акцент на эксклюзивах (Super Mario World) и чипах в картриджах
- Технологическая гонка:
- Режим 7 (SNES) vs. Blast Processing (Sega)
- CD vs. картриджи (Sega CD vs. Super FX)
- Региональные различия:
- Япония: PC Engine > Mega Drive
- США: SNES (60% рынка) vs. Genesis
- Европа: Победа Sega (60% доля)
Неочевидные факты
- PC Engine:
- Изначально разрабатывалась Nintendo и Hudson Soft (партнёрство распалось)
- Версия SuperGrafx поддерживала аппаратный мультиплановый скроллинг
- Sega:
- 32X использовала те же процессоры, что и Saturn (SH-2)
- Версия Genesis 3 (1998) выпускалась уже после выхода Dreamcast
- SNES:
- Чип Super FX (Star Fox) работал на 10.5 МГц — быстрее основного CPU
- Японская версия имела улучшенный звуковой чип (S-SMP)
- Neo-Geo:
- AES (домашняя версия) идентична аркадной MVS
- Картриджи стоили до 300$ (эквивалент 600$ сегодня)
Наследие поколения
- Формирование франшиз:
- Sonic vs. Mario
- Street Fighter II (SNES) vs. Mortal Kombat (Genesis)
- Технологические стандарты:
- Параллакс-скроллинг (Sonic)
- Псевдо-3D (Mode 7)
- CD-аудио (Lunar: Eternal Blue на Sega CD)
- Коллекционная ценность:
- Neo-Geo AES — самая дорогая консоль для коллекционеров
- Редкие игры (Magical Chase для PC Engine — $15,000+)
Пятое поколение игровых систем (1993–2002)
Эпоха 32/64-битных игровых консолей. Главным достижением пятого поколения консолей является переход к 3D-графике в играх.
Amiga CD32 (1993)
- Архитектура:
- ЦП: Motorola 68EC020 (14.18 МГц, 32-битный)
- Графика: AGA Chipset (256 цветов из 16.7 млн, 720×576)
- Звук: 4×8-битных канала PCM (стерео)
- Носитель: CD-ROM (2× скорость)
- Библиотека: ~200 игр (порты с Amiga 1200)
- Исторический парадокс:
- Выпущена за 3 месяца до банкротства Commodore
- Последняя официальная Amiga-система

3DO Interactive Multiplayer (1993)
- Спецификации:
- ЦП: ARM60 (12.5 МГц) + DSP (25 МГц)
- Графика:
- Два кастомных видеочипа
- 640×480, 16.7 млн цветов
- Уникально: Нет регион-лока и DRM
- Производители:
- Panasonic FZ-1 ($699)
- Goldstar GDO-101 ($399)
- Провал:
- Цена (≈$1400 сегодня)
- 300 игр, но мало эксклюзивов
3DO Interactive Multiplayer (или просто 3DO) — игровая консоль, выпускавшаяся в 1993—1996 годах компаниями Panasonic, Sanyo, Creative и Goldstar, в соответствии с набором спецификаций, предложенных The 3DO Company.

Atari Jaguar (1993)
- “64-битная” мифология:
- ЦП: Motorola 68000 (13.3 МГц) + кастомный RISC (26.6 МГц)
- Графика:
- Чип “Tom” (32-битный)
- Чип “Jerry” (64-битный DSP)
- 128 спрайтов на экран
- Проблемы:
- Сложная архитектура (6 процессоров!)
- Всего 81 игра
- Наследие:
- Прототип Jaguar II стал основой для консоли Phantom (не выпущена)
Консоль позиционировалась как “Первая 64-битная система”, но это было рекламной уловкой, так как CPU и GPU консоли были 32-битными, а 64-битным только лишь графический сопроцессор.
Из-за ограниченной библиотеки игр и низкого качества этих самых игр консоль не имела популярности у покупателей. Atari старались привлечь внимание публики выпусками таких адаптеров как Atari Jaguar CD (чтение CD-дисков), Memory Track (устройство для сохранения состояния игры) и JagLink (устройство для совместной игры на двух приставках) эти действия не смогли повысить продажи.
На Atari Jaguar было выпущено 67 игр на картриджах и 14 на CD, всего 81 игра.

Sony PlayStation (1994)
- Технологический прорыв:
- ЦП: R3000 (33.8 МГц) + GPU (60 МГц)
- Графика:
- 360 тыс. полигонов/сек
- 16.7 млн цветов
- Носитель: CD-ROM (2×, позже 4×)
- Ключевые инновации:
- Контроллер DualShock (виброотдача)
- Memory Card (128 КБ)
- Рекорды:
- 102.5 млн проданных консолей
- Официально лицензированные игры: ~7,918 игр (по данным Sony на 2007 год)
- Япония: ~2,800 игр (включая эксклюзивы Parappa the Rapper, Vib-Ribbon)
- США: ~1,500 игр
- Европа: ~1,200 игр
- Остальные регионы: ~2,400 игр (с учётом локализаций)
PlayStation – игровая консоль пятого поколения разработанная компанией Sony Computer Entertainment и выпускаемая с 1994 по 2006 годы.
Одна из самых значимых консолей в истории видеоигр. Именно PlayStation дала компании Sony тот толчок, который обеспечил ей прорыв в игровую индустрию, где до этого властвовали Sega и Nintendo. Не малую роль в популярности PlayStation сыграл факт тот факт, что процесс создания игр был оптимизирован и ориентирован на широкую аудиторию, что обеспечило поддержку многих сторонних разработчиков.

Sega Saturn (1994)
- Двойная процессорная архитектура:
- ЦП: 2× Hitachi SH-2 (28.6 МГц)
- Графика:
- 8 процессоров VDP
- 200 тыс. полигонов/сек (с квадрированием)
- Сложности:
- Программистам нужно ручное распределение задач между CPU
- Игры:
- 600+ (Virtua Fighter 2, Panzer Dragoon Saga) УТОЧНИТЬ
- Японские эксклюзивы (Cotton 2)
- Провал в США:
- Цена 399$ (против 299$ у PS1)
- Сложный порт Virtua Fighter (задержка запуска)
- Официально лицензированные игры: ~646 игр (с учётом региональных различий)
- Япония: 582 игры (рекорд для региона)
- США: 241 игра
- Европа: ~230 игр
Не смотря на то, что Sega Saturn технически была очень не плохой консолью и библиотека игр была у неё вполне хорошая, маркетинговые ошибки компании в купе с подорванным доверием покупателей, получивших не лучший опыт с Sega CD и Sega 32X, вылились в то, что Saturn провалилась в продажах.
Не смотря на то, что консоль обладала достаточно сложной архитектурой, усложняющей написание игр, на неё было выпущено порядка 600 игр.

Nintendo 64 (1996)
- Технические парадоксы:
- ЦП: NEC VR4300 (93.75 МГц, 64-битный)
- Графика:
- Reality Coprocessor (100 тыс. полигонов/сек)
- Антиалиасинг (4× MSAA)
- Носитель: Картриджи (64 МБ) vs CD у конкурентов
- Преимущества:
- Нулевые загрузки
- 4 контроллера без адаптера
- Официально лицензированные игры: 388 игр
- США: 296 игр
- Япония: 208 игр (Famicom 64)
- Европа: 232 игры
Сама консоль технически хоть и не уступала своим основным конкурентам, Sony PlayStation и Sega Saturn и была способна выдать графику и звук ничуть не хуже своих конкурентов, но в силу того, что в качестве носителя у консоли выступал картридж объемом до 64 МБ (а у конкурентов в это время был CD-ROM диск до 700 МБ), это сильно усложняло жизнь разработчикам, которым приходилось безжалостно урезать качество картинки и звука до необходимого объема.
Однако же, это не помешало N64 вытеснить с американского рынка Sega Saturn и составить серьёзную конкуренцию PlayStation.

Техническое сравнение
Консоль | ЦП | Полигоны/сек | Носитель | Игр | Продажи |
---|---|---|---|---|---|
3DO | ARM60 | 50 тыс. | CD | 300 | 2 млн |
Jaguar | 68000 + RISC | 20 тыс. | Картридж/CD | 81 | 250 тыс. |
PS1 | R3000 | 360 тыс. | CD | 7918 | 102.5 млн |
Saturn | 2× SH-2 | 200 тыс.* | CD | 600 | 9.5 млн |
N64 | VR4300 | 100 тыс. | Картридж | 388 | 32.9 млн |
Ключевые события поколения
- Переход к 3D:
- PlayStation: Tekken (1994), Tomb Raider (1996)
- N64: Super Mario 64 (1996)
- Saturn: Virtua Fighter (1993, аркада)
- Форматные войны:
- CD (PS1/Saturn) vs картриджи (N64)
- Sony vs Nintendo (отмена CD-привода для SNES → рождение PS1)
- Крах Sega:
- Провал 32X (1994) подорвал доверие к Saturn
- Dreamcast (1998) стала “лебединой песней”
Неочевидные факты
- PS1:
- Изначально разрабатывалась как CD-приставка для SNES (проект Nintendo-Sony)
- Первая игра — Ridge Racer (1994) демонстрировала “мгновенную” загрузку (фейк)
- N64:
- Дисковод 64DD (1999) выпущен только в Японии (10 игр)
- Resident Evil 2 ужали с 2 CD до 64 МБ без потери качества
- Jaguar:
- Doom работал на 20 FPS (против 35 FPS у SNES-версии)
- Процессор “Tom” позже использовался в медоборудовании
Итоги поколения
- Победитель: Sony PlayStation (70% рынка)
- Причины: цена, простота разработки, CD-ёмкость
- Пострадавшие:
- Sega (утрата позиций после Mega Drive)
- Atari (полный уход с рынка)
- Наследие:
- Заложены основы 3D-геймдизайна
- Появились франшизы: Gran Turismo, Resident Evil, Crash Bandicoot
Шестое поколение игровых систем (1998–2006)
Sega Dreamcast (1998)
- Технические инновации:
- ЦП: Hitachi SH-4 (200 МГц, 1.4 GFLOPS)
- Графика: PowerVR2 (3 млн полигонов/сек)
- Носитель: GD-ROM (1.2 ГБ, защита от пиратства)
- Сетевые возможности: Встроенный 56K модем (первая онлайн-консоль)
- Ключевые игры:
- Sonic Adventure (первый 3D-Соник)
- Shenmue (рекордный бюджет $70 млн)
- Причины провала:
- Преждевременный запуск (до PS2)
- Утечка SDK (пиратство)
- Потеря доверия после Saturn
- Официально лицензированные игры: ~646 игр (с учётом региональных различий)
- Япония: 487 игр
- США: 246 игр
- Европа: ~220 игр
- Наследие:
- 248 официальных игр + 450+ фанатских
- Культовый статус (проекты вроде Elysian Shadows)
Как и её предшественница, Dreamcast не смогла выдержать конкуренции с Sony и Nintendo. Консоль хоть и обладала хорошими техническими характеристиками, но по ряду обстоятельств она не смогла завоевать доверие покупателей. И к 2001 году поддержка консоли официально прекратилась, а Sega ушла с рынка игровых консолей, переквалифицировавшись в издателя игр. Не смотря на провал консоли в своё время, она всё же завоевала сердца фанатов в разных углах мира, которые и по сей день периодически выпускают игры на данную платформу.

PlayStation 2 (2000)
- Рекордные показатели:
- Архитектура:
- ЦП: Emotion Engine (300 МГц, 6.2 GFLOPS)
- Графика: Graphics Synthesizer (75 млн полигонов/сек)
- Совместимость: 99% PS1-игр
- Продажи: 155 млн (абсолютный рекорд)
- Библиотека: 3860 игр (включая GTA: San Andreas)
- Архитектура:
- Уникальные фишки:
- DVD-плеер (ключевой аргумент в 2000 г.)
- EyeToy (первое AR-устройство)
- HDD-адаптер
- Официально лицензированные игры: 4,324 игры (рекорд среди всех консолей!)
- Япония: ~2,300 игр
- США: ~1,850 игр
- Европа: ~1,700 игр
- Долголетие:
- Выпуск до 2013 года
- Последняя игра: Pro Evolution Soccer 2014
SlayStation 2 стала наиболее быстро продаваемой и самой популярной игровой консолью в истории. На третий квартал 2011 года в мире было продано почти 155 миллионов экземпляров.
Производство PS2 по всему миру было прекращено лишь в 2013 году. Тем самым, PS2 выпускалась почти 13 лет, это один из самых длинных жизненных циклов в истории игровой индустрии.

Nintendo GameCube (2001)
- Технические особенности:
- ЦП: IBM PowerPC “Gekko” (485 МГц)
- Графика: ATI “Flipper” (12 млн полигонов/сек)
- Носитель: MiniDVD (1.5 ГБ, защита от пиратства)
- Бизнес-стратегия:
- Отказ от DVD (экономия $10 за консоль)
- 4 порта для контроллеров (без адаптеров)
- Официально лицензированные игры: 658 игр
- США: 554 игры
- Япония: 283 игры
- Европа: 349 игр
- Эксклюзивы:
- Super Smash Bros. Melee (7.4 млн копий)
- Metroid Prime (новый жанр для серии)
- Коммерческий результат:
- 22 млн проданных консолей
- 600+ игр (Resident Evil 4 — временный эксклюзив)
GameCube в отличие от всех своих конкурентов по рынку использовала не полноразмерные DVD-диски, а диски на основе mini-DVD, называемые Nintendo GameCube Game disc. Таким шагом Nintendo убили сразу двух зайцев, во-первых предотвращение незаконного копирования, во-вторых отсутствие отчислений DVD Консорциуму.
Хоть GameCube и была тепло принята публикой, но побороть конкурентов в полной мере ей не удалось.

Xbox (2001)
- PC-архитектура:
- ЦП: Intel Pentium III (733 МГц)
- Графика: NVIDIA NV2A (125 млн полигонов/сек)
- Жёсткий диск: 8 ГБ (первая консоль с HDD)
- Ключевые преимущества:
- Halo: Combat Evolved (системный продавец)
- Xbox Live (2002) — революция в онлайн-играх
- Официально лицензированные игры: 998 игр
- США: 830 игр
- Япония: 270 игр
- Европа: 650 игр
- Технические рекорды:
- Doom 3 (показ возможностей DirectX)
- Half-Life 2 (физика Havok)
- Итоги:
- 24 млн проданных консолей
- 1100 игр (включая Star Wars: Knights of the Old Republic)
Хоть Xbox и была по своей архитектуре фактически обычным x86 компьютером, и имела на борту урезанную версию ОС Windows 2000, но всё же она была оптимизирована именно под запуск игр, а другие сторонние функции в ней были жестко заблокированы.
Xbox стала крайне популярной консолью. Для неё было выпущено порядка 1100 игр, множество из которых эксклюзивные.

Техническое сравнение
Параметр | Dreamcast | PS2 | GameCube | Xbox |
---|---|---|---|---|
ЦП | SH-4 | Emotion | Gekko | Pentium III |
Частота (МГц) | 200 | 294 | 485 | 733 |
Полигоны/сек | 3 млн | 75 млн* | 12 млн | 125 млн |
Носитель | GD-ROM | DVD | MiniDVD | DVD |
Онлайн | 56K | Опционально | Нет | Xbox Live |
Продажи (млн) | 9.13 | 155 | 22 | 24 |
*Теоретический максимум (реально 20-30 млн)
Ключевые события поколения
- Крах Sega:
- Dreamcast продавалась в убыток (199$ при себестоимости 375$)
- Уход с рынка в 2001 (акции Sega упали на 70%)
- Доминирование Sony:
- Маркетинг: “PS2 — это компьютер будущего”
- Эксклюзивы: Metal Gear Solid 2, Final Fantasy X
- Война форматов:
- MiniDVD (Nintendo) vs DVD (Sony/Microsoft)
- Битва за эксклюзивы (Resident Evil 4 перешла с GameCube на PS2)
- Онлайн-революция:
- Xbox Live (2002) — платная подписка
- Phantasy Star Online (Dreamcast) — первый консольный MMORPG
Неочевидные факты
- Dreamcast:
- Чип PowerVR2 позже использовался в смартфонах
- Shenmue окупился только через 18 лет (ремастер 2018)
- PS2:
- Процессор Emotion Engine использовался в суперкомпьютерах
- В 2010 году PS2 стала “самым дешёвым DVD-плеером” ($99)
- GameCube:
- Дизайн разрабатывался под портативность (отменённый проект “Nintendo Wave”)
- Super Mario Sunshine изначально делался для 64DD
- Xbox:
- Прототип назывался “DirectX Box” (отсюда имя)
- Встроенный HDD позволял устанавливать патчи (новация для консолей)
Итоги поколения
- Победитель: PlayStation 2 (технология + контент)
- Главный урок: Онлайн-игры (Xbox Live) — будущее индустрии
- Культовый статус:
- Dreamcast — любимица коллекционеров
- PS2 — самая долгоживущая консоль
- Halo — начало киберспортивной эры
Седьмое поколение игровых систем (2004–2011)
Начиная с этого поколения на рынке домашних игровых консолей остаются три гиганта, это Microsoft, Sony и Nintendo.
Xbox 360 (2005)
- Архитектура:
- ЦП: IBM PowerPC “Xenon” (3.2 ГГц, 3 ядра)
- Графика: ATI Xenos (500 МГц, 48 унифицированных шейдеров)
- Память: 512 МБ GDDR3 (единый пул)
- Технические особенности:
- Первая консоль с поддержкой 1080p
- Жёсткий диск (20-120 ГБ, съёмный)
- HDMI (с 2007 года)
- Официально лицензированные игры: 2,155 игр (включая Xbox Live Arcade и региональные релизы)
- Физические издания (диски): ~1,200 игр
- Цифровые (Xbox Live Arcade/Indie): ~955 игр
- Проблемы:
- “Красное кольцо смерти” (до 54% отказов ранних моделей)
- Причина: непаянные чипы GPU (проблема решена в ревизии Jasper)
- Библиотека:
- Официально лицензированные игры: 2,155 игр (включая Xbox Live Arcade и региональные релизы)
- Физические издания (диски): ~1,200 игр
- Цифровые (Xbox Live Arcade/Indie): ~955 игр
- Обратная совместимость: 450+ Xbox-игр
- Официально лицензированные игры: 2,155 игр (включая Xbox Live Arcade и региональные релизы)
- Продажи: 84 млн (второе место в поколении)
Xbox 360 — вторая по счёту игровая приставка компании Microsoft выпускающаяся с 2005 года.
Не смотря на то, что первые ревизии имели дурную славу из-за частых отказов и большого процента брака, Xbox 360 стала крайне успешной игровой системой и считается лучшей консолью выпускаемой Microsoft. Поддержка и производство окончено 20 апреля 2016.
Библиотека игр насчитывает более 2000 игр на саму Xbox 360 и порядка 450 игр доступных по обратной совместимости с оригинальной Xbox.

PlayStation 3 (2006)
- Уникальная архитектура:
- ЦП: Cell Broadband Engine (3.2 ГГц, 1 PPE + 7 SPE)
- Графика: NVIDIA RSX “Reality Synthesizer” (550 МГц)
- Память: 256 МБ XDR + 256 МБ GDDR3
- Технологические прорывы:
- Blu-ray-привод (25/50 ГБ)
- Поддержка Wi-Fi (с базовой модели)
- Полная обратная совместимость с PS1/PS2 (только первые модели)
- Проблемы:
- “YLOD” (отвал чипа RSX из-за перегрева)
- Высокая цена ($599 за 60 ГБ модель)
- Библиотека:
- Официально лицензированные игры: 2,418 игр (включая физические и цифровые релизы)
- Физические издания (Blu-ray): ~1,300 игр
- Цифровые (PSN): ~1,118 игр
- Официально лицензированные игры: 2,418 игр (включая физические и цифровые релизы)
- Продажи: 87.4 млн (лидер поколения)
Как и с консолями от Microsoft, у первых ревизий PS3 были серьёзные проблемы с перегревом и так называемым “отвалом” видеочипа. Но не смотря ни на что эти консоли ценятся и по сей день. Поддержка консоли официально прекращена в 2017 году.

Nintendo Wii (2006)
- Инновационные технологии:
- ЦП: IBM “Broadway” (729 МГц)
- Графика: ATI “Hollywood” (243 МГц)
- Управление:
- Wii Remote (акселерометр + ИК-сенсор)
- Wii MotionPlus (гироскоп, с 2009)
- Особенности:
- Носитель: 12-см Wii Optical Disc (4.7/8.5 ГБ)
- Обратная совместимость с GameCube
- Официально лицензированные игры: 1,573 игры (включая физические и цифровые релизы)
- Физические издания (Wii Optical Disc): ~1,250 игр
- Цифровые (WiiWare/Virtual Console): ~323 игры
- Коммерческий успех:
- 101.6 млн проданных консолей
- Критика:
- Графика уровня GameCube (480p)
- “Касетный” подход к играм
Наиболее революционная консоль в своем поколении благодаря контроллерам Wii Remote которые могут определять своё перемещение и ориентацию в трёхмерном пространстве. Поддержка консоли была прекращена 20 октября 2013.

Техническое сравнение
Параметр | Xbox 360 | PS3 | Wii |
---|---|---|---|
ЦП | Xenon (3.2 ГГц) | Cell (3.2 ГГц) | Broadway (729 МГц) |
Графика | Xenos (500 МГц) | RSX (550 МГц) | Hollywood (243 МГц) |
Память | 512 МБ GDDR3 | 256+256 МБ | 88 МБ |
Разрешение | 1080p | 1080p | 480p |
Носитель | DVD (9 ГБ) | Blu-ray (50 ГБ) | Wii Disc (8.5 ГБ) |
Онлайн | Xbox Live | PSN | Wii Network |
Продажи (млн) | 84 | 87.4 | 101.6 |
Ключевые события поколения
- Война форматов:
- HD-DVD (Xbox 360 add-on) vs Blu-ray (PS3)
- Победа Sony: Blu-ray стал стандартом
- Онлайн-сервисы:
- Xbox Live Gold (платный мультиплеер)
- PSN (бесплатный, но взломан в 2011)
- Кинектик vs Move:
- Kinect (2010) — бесконтроллерный ввод
- PlayStation Move (2010) — точный трекинг
- Индустриальные сдвиги:
- Рост цифровых продаж (XBLA, PSN)
- Кросс-платформенный мультиплеер (Shadowrun)
Неочевидные факты
- Xbox 360:
- Изначально разрабатывалась с HDDVD-приводом
- Halo 3 собрал $170 млн за первые сутки
- PS3:
- Cell-процессор использовался в военных симуляторах
- Gran Turismo 5 занимала 25 ГБ на диске
- Wii:
- Wii Remote создан на основе технологии “Wiimote” от Gyration
- Wii Sports включён в 82% продаж (рекорд “бандла”)
Итоги поколения
- Победитель по продажам: Nintendo Wii (казуальный рынок)
- Технический лидер: PS3 (долгосрочный потенциал)
- Онлайн-революция: Xbox 360 (Live — золотой стандарт)
- Наследие:
- Motion-управление (Wii → Switch)
- Цифровые магазины (Steam → Game Pass)
- HD-эра (переход на 1080p)
Восьмое поколение игровых систем (с 2011 года)
Nintendo Wii U (2012)
- Технические характеристики:
- ЦП: IBM PowerPC “Espresso” (1.24 ГГц, 3 ядра)
- Графика: AMD Radeon “Latte” (550 МГц, 320 шейдерных процессоров)
- Память: 2 ГБ DDR3 (1 ГБ для игр)
- Инновации:
- Wii U GamePad (6.2″ сенсорный экран, 854×480)
- Асимметричный геймплей (Nintendo Land)
- Проблемы:
- Путаница с позиционированием (не все поняли, что это новая консоль)
- Слабые продажи (13.56 млн)
- Библиотека:
- Официально лицензированные игры: 794 игры (включая физические и цифровые релизы)
- Физические издания (диски): ~165 игр
- Цифровые (eShop): ~629 игр (включая инди-игры и Virtual Console)
- Обратная совместимость с Wii
- Официально лицензированные игры: 794 игры (включая физические и цифровые релизы)
- Наследие:
- Идеи GamePad реализованы в Switch
- Многие игры получили ремейки
Особенностью Wii U является новый контроллер Wii U GamePad обладающий сенсорным экраном, который в некоторых играх мог частично заменить телевизор.
На момент выхода Wii U публика встретила её достаточно прохладно, так как было до конца не понятно к какому поколению относить консоль, является ли она самостоятельной системой или “продвинутой” версией Wii, а может быть вообще представляет из себя портативную консоль.
Все вышеописанные факторы негативно повлияли на продажи консоли.
Выпуск был прекращен 31 января 2017 года.

PlayStation 4 (2013)
- Архитектура:
- ЦП: AMD Jaguar (8 ядер, 1.6 ГГц)
- Графика: AMD Radeon (1.84 ТФлопс)
- Память: 8 ГБ GDDR5 (единый пул)
- Ключевые особенности:
- Социальные функции (Share Button, стриминг)
- PS4 Pro (2016) – поддержка 4K/HDR
- Официально лицензированные игры: 3,368 игр (на 2024 год, включая PSVR и региональные эксклюзивы)
- Физические издания (Blu-ray): ~1,200 игр
- Цифровые (PSN): ~2,168 игр
- Продажи: 117.2 млн (на 2022)
- Технические проблемы:
- Перегрев (модели CUH-1000)
- Громкие вентиляторы
На сегодняшний день продажи PS4 официально прекращены, но поддержка и выпуск игр продолжается.

Xbox One (2013)
- Техническая база:
- ЦП: AMD Jaguar (8 ядер, 1.75 ГГц)
- Графика: AMD Radeon (1.31 ТФлопс)
- Память: 8 ГБ DDR3 + 32 МБ eSRAM
- Спорные решения:
- Обязательный Kinect (до 2014)
- DRM-политика (отменена после бэклеша)
- Эволюция:
- Xbox One S (2016) – HDR, компактный дизайн
- Xbox One X (2017) – 6 ТФлопс, “самая мощная консоль”
- Официально лицензированные игры: 2,783 игры (на 2024 год, включая Xbox Play Anywhere и региональные релизы)
- Физические издания (Blu-ray): ~850 игр
- Цифровые (Microsoft Store/Xbox Live): ~1,933 игры
- Продажи: ~51 млн
Xbox One – третья игровая консоль от компании Microsoft выпускаемая с 2012 года.
Снята с производства в конце 2020 года.

Техническое сравнение
Параметр | Wii U | PS4 | Xbox One |
---|---|---|---|
ЦП | PowerPC (1.24 ГГц) | AMD Jaguar (1.6 ГГц) | AMD Jaguar (1.75 ГГц) |
Графика | AMD Radeon (550 МГц) | 1.84 ТФлопс | 1.31 ТФлопс |
Память | 2 ГБ DDR3 | 8 ГБ GDDR5 | 8 ГБ DDR3 |
Разрешение | 1080p | 1080p (4K Pro) | 1080p (4K X) |
Носитель | Диски 25 ГБ | Blu-ray 50 ГБ | Blu-ray 50 ГБ |
Продажи (млн) | 13.56 | 117.2 | ~51 |
Ключевые тренды поколения
- Социальный гейминг:
- Трансляции (Twitch интеграция в PS4)
- Клипы (Share Factory)
- Сервисная модель:
- PlayStation Plus (бесплатные игры)
- Xbox Game Pass (зарождение в 2017)
- Апгрейд-консоли:
- PS4 Pro / Xbox One X – первый шаг к mid-gen refresh
- Кросс-платформа:
- Fortnite, Minecraft – играем везде
Неочевидные факты
- Wii U:
- Изначально планировалась как “Nintendo Stream”
- Breath of the Wild разрабатывалась для Wii U
- PS4:
- Изначальный дизайн напоминал PS2
- DualShock 4 световая панель – для PlayStation Camera
- Xbox One:
- eSRAM добавили для компенсации медленной DDR3
- Изначально требовала онлайн-проверки каждые 24 часа
Итоги поколения
- Победитель: PS4 (превосходство в эксклюзивах)
- Главный урок: Игроки против DRM (Xbox One старт)
- Наследие:
- Wii U → Nintendo Switch (гибридная концепция)
- Xbox One → облачный гейминг
- PS4 → экосистема PlayStation 5
Девятое поколение игровых систем (с 2020 года)
Nintendo Switch (2017)
- Гибридная концепция:
- Режимы: Док-станция (TV 1080p) / Портативный (720p OLED)
- ЦП: NVIDIA Tegra X1 (4x Cortex-A57, 1.02 ГГц)
- Графика: 256 CUDA-ядер (393 ГФлопс – 1 ТФлопс в бусте)
- Уникальные фишки:
- Joy-Con с HD Rumble и IR-камерой
- Labo (картонные конструкторы)
- Продажи: 132 млн (на 2023, рекорд для Nintendo)
- Библиотека:
- Официально лицензированные игры: 5,218 игр (на июнь 2024 года)
- Физические издания (картриджи): ~1,500 игр
- Цифровые (eShop): ~3,718 игр
- Официально лицензированные игры: 5,218 игр (на июнь 2024 года)
- Эволюция:
- Switch Lite (2019) – чисто портативная
- Switch OLED (2021) – 7″ экран
Nintendo Switch – гибридная игровая консоль от Nintendo, совмещающая в себе свойства как портативной так и домашней игровой системы.
Еще одна спорная консоль от Nintendo, которую публика поняла не сразу. Неоднозначный форм-фактор и ранняя дата релиза, на три года раньше конкурирующих компаний, не давали покоя критикам, которые не знали к какому поколению относить консоль.
Однако богатейшая библиотека игр и универсальность Switch положительно сказались на продажах. На данный момент это самая продаваемая консоль в своем поколении.

Xbox Series X|S (2020)
- Архитектура:
- ЦП: AMD Zen 2 (8 ядер, 3.8 ГГц)
- Графика:
- Series X: 12 ТФлопс, 52 CU
- Series S: 4 ТФлопс, 20 CU
- Быстродействие:
- SSD NVMe (2.4/4.8 ГБ/с)
- Quick Resume (5 игр в памяти)
- Стратегия:
- Game Pass (500+ игр)
- Smart Delivery (автовыбор версии)
- Библиотека
- На момент 2025 года для Xbox Series X|S (выпущенных в ноябре 2020) вышло более 2000 игр
- Эксклюзивы:
- Starfield
- Forza Horizon 5
- Продажи: 21 млн (Series X|S, 2023)
Xbox Series X и Xbox Series S – последняя на сегодняшний день игровая консоль от Microsoft выпускаемая с 10 ноября 2020.
Series X и Series S по сути это одна и та же консоль, отличающиеся тем, что Series X имеет оптический привод, а Series S нет.


PlayStation 5 (2020)
- Технологии:
- ЦП: AMD Zen 2 (3.5 ГГц с переменной частотой)
- Графика: RDNA 2 (10.3 ТФлопс, 36 CU)
- Хранение: SSD 825 ГБ (5.5 ГБ/с)
- Инновации:
- DualSense (адаптивные триггеры, тактильная отдача)
- 3D-аудио (Tempest Engine)
- Версии:
- Digital Edition (без дисковода)
- Slim (2023, +30% объем SSD)
- Библиотека
- На момент 2025 года для PlayStation 5 (выпущенной в ноябре 2020) вышло более 2500 игр
- Эксклюзивы:
- Spider-Man 2
- God of War: Ragnarök
- Продажи: 50 млн (2023)
PlayStation 5 – игровая приставка от японской транснациональной компании Sony Interactive Entertainment.

Техническое сравнение
Параметр | Switch (OLED) | Xbox Series X | PS5 |
---|---|---|---|
ЦП | ARM Cortex-A57 | AMD Zen 2 | AMD Zen 2 |
Графика | 1 ТФлопс | 12 ТФлопс | 10.3 ТФлопс |
Память | 4 ГБ LPDDR4 | 16 ГБ GDDR6 | 16 ГБ GDDR6 |
Хранение | 64 ГБ eMMC | 1 ТБ NVMe | 825 ГБ NVMe |
Цель | Гибрид | 4K/120fps | Immersion |
Цена (старт) | $349 | $499 | $499 |
Ключевые тренды
- Экосистемы > “железа”:
- Xbox Cloud Gaming (играем на телефоне)
- PlayStation Portal (удалённый PS5)
- Гибридность:
- Switch → Steam Deck / ROG Ally
- Sony тестирует портативные решения
- Подписки:
- Game Pass (34 млн подписчиков)
- PlayStation Plus (47 млн)
- ИИ-технологии:
- DLSS/FSR в Xbox
- Машинное обучение в DualSense
Неочевидные факты
- Switch:
- Изначально разрабатывалась с партнёрством с DeNA (мобильные игры)
- Zelda: Breath of the Wild – последняя игра для Wii U
- Xbox:
- Series S изначально планировалась как “Project Lockhart”
- Quick Resume использует 16 ГБ SSD-кэша
- PS5:
- Дизайн вдохновлен “пяти измерениям” (идея Джима Райана)
- Tempest Engine – модифицированный AMD GPU
Заключение: эволюция игровых консолей — от пикселей к фотореализму
За последние 50 лет игровые консоли прошли невероятный путь — от простых устройств, выводящих на экран три белых квадрата, до мощных систем с графикой, неотличимой от кино. Каждое поколение приносило революционные изменения:
1970-е — рождение индустрии (Magnavox Odyssey, Atari Pong)
1980-е — золотой век 8-биток (NES, Sega Master System) и кризис перепроизводства
1990-е — война 16-битных гигантов (SNES vs. Mega Drive), переход к 3D (PlayStation, N64)
2000-е — онлайн-революция (Xbox Live), движение как управление (Wii)
2010-е — 4K, VR и цифровые магазины (PS4, Xbox One)
2020-е — гибридные системы (Switch) и SSD-революция (PS5, Xbox Series X)
Сегодня консоли — это не просто «коробки для игр», а мультимедийные центры с подписками, стримингом и кросс-платформенностью. Но что дальше? Облачный гейминг, нейроинтерфейсы или нечто совершенно новое?
Одно можно сказать точно: магия первых Pong и Space Invaders жива — просто теперь она в 8K, с ray tracing и тактильной отдачей. Главное, что осталось неизменным — страсть разработчиков создавать миры, а игроков — их исследовать.
P.S. В следующий раз — история портативных систем от Game & Watch до Steam Deck! Оставайтесь на связи.
(Статья подготовлена на основе исторических данных на 2023 год. Цифры продаж и библиотек игр могут уточняться.)
Похожее
Filed under: games,retro-games,история - @ 23.06.2023 03:45
One thought on “Поколения игровых консолей от 1972 до 2023 года”