Введение
Всем привет!
У нас на сайте достаточно много статей про то, как эмулировать те или иные консоли, в частности про такие системы как RetroPie или RetroArch, но про сами игровые консоли речь пока что не велась. Пришла пора исправить этот огрех, и начну я пожалуй с краткой общей истории. Вообще игровые системы принято разделять на поколения.
Примечание! Речь будет идти только про домашние игровые системы (консоли/приставки). Про домашние компьютеры, игровые автоматы и прочие технические средства мы еще обязательно поговорим, но в другие разы.
Первое поколение игровых систем (1972–1977)
Magnavox Odyssey – первая в мире коммерческая домашняя игровая консоль. Консоль была выпущена компанией Magnavox в 1972 году в США, в 1973 году в Великобритании и в 1974 году в Европе и Японии.
Консоль способна выводить на экран 3 квадратных точки поведение которых меняется в зависимости от игры. Двумя точками управляют игроки, а одним сама система.
Всего на Magnavox Odyssey было выпущено 28 игр распространяющихся на игровых картриджах.
Atari Pong – серия игровых приставок производства Atari, выпускалась с 1975 по 1977 год.
В 1975 году компания Atari выпустила домашнюю версию аркадного игрового автомата Pong.
Помимо двух вышеописанных консолей было выпущено огромное количество Pong-консолей, таких как Coleco Telstar, Ping-o-Tronic, Color TV Game, и даже в СССР выпускались игровые приставки типа “Турнир”. По большему счету они все друг от друга отличаются не сильно, по этой причине описывать каждую отдельно смысла не вижу.
Второе поколение игровых систем (1976-1984)
Второе поколение характерно большим количеством выпущенных игровых систем от различных компаний, таких как: Atari, RCA, Coleco, Midway, Magnavox / Philips и многих других. Вследствие этого, из-за перенасыщения рынка видеоигровыми системами, в 1983 году произошел кризис видеоигровой индустрии.
Fairchild Channel F – вторая в истории игровая консоль с играми на сменных картриджах. За жизненный период консоли для неё было выпущено 26 картриджей, но на некоторых картриджах было больше одной игры. Так же в приставке было две встроенных игры, это Pong и Hockey («хоккей»).
RCA Studio II — игровая консоль, разработанная компанией RCA и выпущенная в январе 1977 года. Графика консоли была чёрно-белой и напоминала графику более ранних систем типа Pong. Консоль не имела джойстика или подобного игрового контроллера, вместо этого в корпус консоли было встроено две 10-кнопочных клавиатуры.
Консоль имела пять встроенных игр и порядка 10 игр были выпущены на картриджах.
Консоль не снискала популярности так как по характеристикам была сравнима с консолями первого поколения и была устаревшей даже по сравнению с уже вышедшей ранее Fairchild Channel F.
Atari 2600 / Atari Video Computer System (VCS) – игровая консоль выпущенная компанией Atari. Является самой популярной консолью во втором поколении и одной из самых популярных консолей в истории.
Библиотека игр на Atari 2600 насчитывает более 900, последняя лицензионная игра для консоли была выпущена в 1990 году,
Magnavox Odyssey² – вторая игровая приставка от компании Magnavox, выпущенная в 1978 году. В Европе известна как Philips Videopac G7000, в Бразилии — Philips Odyssey, в США — Magnavox Odyssey² и Philips Odyssey², а также под несколькими другими названиями.
В отличие от первой консоли, в которой картридж представлял по сути систему перемычек, в Magnavox Odyssey² использовал картриджи со встроенным ПЗУ. Помимо двух джойстиков Odyssey² имела полноценную буквенно-цифровую мембранную клавиатуру, которую предполагалось использовать для выбора опций, обучающих игр и программирования.
Intellivision – игровая приставка, выпущенная на рынок компанией Mattel в 1979 году.
Из особенностей консоли заявлялись: более продвинутая графика, множество интересных игр (по большей части спортивных) и главная фишка – дополнительная клавиатура, превращавшая детскую игрушку в полноценный домашний компьютер. Но, в итоге клавиатура так и не появилась в продаже.
В период с 1979 по 1989 год было выпущено в общей сложности 132 игры.
ColecoVision – игровая консоль второго поколения выпущенная в 1982 году компанией Coleco Industries.
ColecoVision предлагала графику и игровой процесс на уровне игровых автоматов, возможность использования игр от других игровых систем (в основном от Atari 2600), а также расширяемость возможностей системы. Система была выпущена в продажу одновременно с 12 играми для неё. За время с 1982 по 1985 год было выпущено около 170 игр на картриджах.
Atari 5200 – еще одна игровая консоль компании Atari, выпущенная на рынок в 1982 году в качестве замены Atari 2600. Модель 5200 была создана для конкуренции с Mattel Intellivision, но вскоре после выпуска приставки оказалось, что она скорее конкурирует с ColecoVision
Игровая консоль Atari 5200 во многом основана на 8-разрядных компьютерах Atari 400/800, но не имеет программной совместимости с этими компьютерами.
К слову, современные эмуляторы классических консолей, такие например как RetroPie , имеют общий модуль для эмуляции систем Atari 800 и Atari 5200, но требуют разные BIOS’ы для каждой из этих систем. Впрочем, про настройку RetroPie под Atari 5200 я уже писал.
Не смотря на всё вышесказанное, консоль оказалось коммерчески провальной и за жизненный цикл на неё было выпущено всего 69 игр и 3 игры уже после окончания продаж.
Я перечислил, на мой взгляд, самые интересные консоли второго поколения, но помимо вышеописанных в этом поколении были так же Bally Astrocade от компании Midway, Interton VC 4000 от компании Interton, APF Imagination Machine от APF и еще много-много самостоятельных и клонов уже существующих консолей. Вообще, про второе поколение можно писать отдельную диссертацию. Но этим мы займёмся в другой раз. А сейчас перейдем к самой ключевой и переломной ступени в истории консолей.
Третье поколение игровых систем (1983-1992)
Вот мы и добрались до, пожалуй, самого значимого поколения в истории видеоигр. Поколение 8-битных игровых консолей. Оно характерно не таким большим разнообразием консолей как предыдущее поколение, но именно в это время сформировалась та самая культура видеоигр, которая культивируется по сей день.
PV-1000 – Игровая консоль выпущенная в 1983 году компанией Casio.
Консоль была выпущена на заре третьего поколения консолей, но слишком большой популярности среди поклонников не снискала. Всего на PV-1000 было выпущено около 15 игр, многие из которых были портами с компьютера MSX.
SG-1000 – игровая консоль от компании SEGA, выпущенная в 1983 году.
SG-1000 это первая игровая домашняя консоль выпущенная компанией SEGA. Помимо основной консоли на рынок был выпущен персональный компьютер SC-3000, а позже и обновленная версия SG-1000 II.
Библиотека SG-1000 насчитывает 42 игры на картриджах и 29 изданий на Sega My Card, которые требуют дополнение Card Catcher. Хоть SG-1000 и не стала очень популярной, но она оказала большое влияние на видеоигровую индустрию став прародителем такой консоли как Sega Master System.
Nintendo Entertainment System (NES) (в США и Европе) / Famicom (в Японии) – Игровая консоль выпущенная компанией Nintendo в 1983 году в Японии и в 1985 году в Европе и США.
Одна из самых популярный консолей за всё время существования видеоигр и одна из самых значимых консолей для индустрии в целом.
За жизненный цикл консоли было выпущено множество версий консоли с различными модификациями, десятки аксессуаров, и порядка 700 игр, не говоря уже про различные пиратские “фамиклоны” (к которым относится и наша любимая Dendi). Один тот факт, что выпуск консоли продолжался до 2003 года, а различные неофициальные клоны выходят и продаются и по сей день, говорит о народной любви лучше и красочней всяких цифр по рейтингам и продажам.
Sega Master System (США, Европа) / Sega Mark III (Япония) – игровая консоль третьего поколения, выпущенная компанией SEGA в 1985 году. Является наследницей SG-1000 и прямым конкурентом NES. Являясь более совершенной, в техническом плане, чем NES, Master System всё же не смогла побороть её по популярности в США и Японии, но при этом она достигла гораздо больших успехов в Бразилии и Европе. Более того, в той же Бразилии она до сих пор популярна и пользуется успехом.
В период между 1985 и 1996 годами для Master System было выпущено 322 игры, несколько аксессуаров, таких как световой пистолет (Light Phaser), стереоочки (SegaScope 3-D) и даже компактную версию консоли (Master System 3 Compact).
Atari 7800 – игровая консоль, выпущенная компанией Atari в июне 1986 года. 7800 была разработана для замены неудачной Atari 5200. В этой системе Atari устранила все недостатки Atari 5200: вместо аналоговых джойстиков она имела простые цифровые джойстики, была почти полностью совместима с Atari 2600 и она даже была дешевле – начальная цена составила 140 долларов.
Хоть на момент выхода консоль и имела положительные оценки но продажи она имела малые. Однако, несмотря на это Atari 7800 всё равно была успешной, не в малой степени из-за популярности своего предшественника Atari 2600.
Всего на Atari 7800 было выпущено около 70 игр, большую же часть библиотеки составляли игры с Atari 2800.
Так же было несколько консолей выпущенных на основе уже существующий домашних компьютеров, такие как Commodore 64GS, Amstrad GX4000 или выпускаемая эксклюзивно для корейского рынка Zemmix. Но про них мы поговорим когда-нибудь в другой раз.
Четвёртое поколение игровых систем (1987-1996)
Четвёртое поколение игровых систем, также известное как эпоха 16 битных игровых систем.
PC Engine (в Японии), TurboGrafx-16 (в США) – 8-16 разрядная игровая консоль, выпущенная компанией NEC.
PC Engine была 8-разрядной приставкой с двойным 16-разрядным графическим процессором, с возможностью отображения 482 цветов одновременно. Игры для консолей выпускались на носителях HuCard. Так же, это первая консоль где в виде носителя информации впервые начали использоваться компакт-диски.
Sega Mega Drive (в Японии), Sega Genesis (в США) – 16-битная игровая приставка четвёртого поколения, разработанная и выпускавшаяся компанией Sega с 1988 года.
Одна из наиболее популярных консолей за всю историю. Помимо самой консоли были выпущены дополнительные периферийные устройства увеличивающие производительность консоли, такие как Sega CD и Sega 32X. Однако общественность неоднозначно приняла такие потуги компании продлить жизнь своей консоли. Тем не менее на народную любовь к оригинальной консоли это слишком сильно не повлияло.
На консоль было разработано и выпущено более 900 игр.
Super Nintendo Entertainment System (в США), Super Famicom (в Японии) – 16-битная игровая консоль, выпускаемая компанией Nintendo с 1990 года.
В SNES были представлены улучшенные графические и звуковые возможности по сравнению с другими консолями того времени. Кроме того, разработка дополнительных чипов, которые встраивались в картридж игры, позволяла ей оставаться конкурентоспособной на мировом рынке даже после выхода следующего поколения игровых приставок.
Конкуренция между компаниями Nintendo и Sega вылилась в одну из самых ожесточённых консольных войн в истории компьютерных игр. На протяжении долгого времени не было явного лидера и рынок домашних видеоигр был поделен практически пополам между двумя гигантами. Но в итоге SNES стала доминировать на американском рынке.
Для Super Nintendo вышло 783 игры, около половины из которых это эксклюзивы для SNES.
Neo-Geo – игровая система, созданная японской компанией SNK в 1990 году.
Первоначально Neo Geo была выпущена как система для игровых автоматов MVS (Multi Video System). На момент выпуска Neo Geo была очень мощной системой, более мощной, чем любые игровые консоли того времени, и чем многие аркадные системы, но из-за высокой стоимости не стала столь популярна как её более слабые конкуренты.
Пятое поколение игровых систем (1993–2002)
Эпоха 32/64-битных игровых консолей. Главным достижением пятого поколения консолей является переход к 3D-графике в играх.
Amiga CD32 – 32-разрядная игровая приставка на основе CD-ROM выпускаемая компанией Commodore с 1993 года.
По стечению обстоятельств через пол года после начала продаж Amiga CD32 компания Commodore объявила о банкротстве, а соответственно о прекращении продаж и гарантийного обслуживания.
Всего в каталоге консолей около 200 игр, в основном адаптированные под компьютеры Amiga 1200 или Amiga 500.
3DO Interactive Multiplayer (или просто 3DO) — игровая консоль, выпускавшаяся в 1993—1996 годах компаниями Panasonic, Sanyo, Creative и Goldstar, в соответствии с набором спецификаций, предложенных The 3DO Company.
Одной из главных особенностей консоли является отсутствие региональных блокировок и защиты от копирования, что привлекло как зарубежных игроков так и производителей нелицензионных копий игр.
Однако же, высокая стоимость консоли и высокая конкуренция привели к прекращению производства консолей в 1996 году.
Библиотека игр данной консоли насчитывает порядка 300 наименований.
Atari Jaguar – игровая консоль, выпущенная в ноябре 1993 года компанией Atari.
Консоль позиционировалась как “Первая 64-битная система”, но это было рекламной уловкой, так как CPU и GPU консоли были 32-битными, а 64-битным только лишь графический сопроцессор.
Из-за ограниченной библиотеки игр и низкого качества этих самых игр консоль не имела популярности у покупателей. Atari старались привлечь внимание публики выпусками таких адаптеров как Atari Jaguar CD (чтение CD-дисков), Memory Track (устройство для сохранения состояния игры) и JagLink (устройство для совместной игры на двух приставках) эти действия не смогли повысить продажи. Так же Atari Jaguar II должна была стать преемником Jaguar, но до начала производства проект был закрыт и Atari ушла с рынка игровых приставок.
На Atari Jaguar было выпущено 67 игр на картриджах и 14 на CD, всего 81 игра.
PlayStation – игровая консоль пятого поколения разработанная компанией Sony Computer Entertainment и выпускаемая с 1994 по 2006 годы.
Одна из самых значимых консолей в истории видеоигр. Именно PlayStation дала компании Sony тот толчок, который обеспечил ей прорыв в игровую индустрию, где до этого властвовали Sega и Nintendo. Не малую роль в популярности PlayStation сыграл факт тот факт, что процесс создания игр был оптимизирован и ориентирован на широкую аудиторию, что обеспечило поддержку многих сторонних разработчиков.
На момент 30 сентября 2007 года во всем мире было выпущено 7918 наименований игр и другого программного обеспечения для PlayStation.
Sega Saturn – игровая консоль, разработанная компанией Sega и выпущенная в 1994 году в Японии и в 1995 году в США и Европе.
Не смотря на то, что Sega Saturn технически была очень не плохой консолью и библиотека игр была у неё вполне хорошая, маркетинговые ошибки компании в купе с подорванным доверием покупателей, получивших не лучший опыт с Sega CD и Sega 32X, вылились в то, что Saturn провалилась в продажах.
Не смотря на то, что консоль обладала достаточно сложной архитектурой, усложняющей написание игр, на неё было выпущено порядка 600 игр.
Nintendo 64 – 64-битная игровая консоль, разрабатываемая японской компанией Nintendo совместно с Silicon Graphics и выпущенная в 1996 году.
Сама консоль технически хоть и не уступала своим основным конкурентам, Sony PlayStation и Sega Saturn и была способна выдать графику и звук ничуть не хуже своих конкурентов, но в силу того, что в качестве носителя у консоли выступал картридж объемом до 64 МБ (а у конкурентов в это время был CD-ROM диск до 700 МБ), это сильно усложняло жизнь разработчикам, которым приходилось безжалостно урезать качество картинки и звука до необходимого объема.
Однако же, это не помешало N64 вытеснить с американского рынка Sega Saturn и составить серьёзную конкуренцию PlayStation.
Для Nintendo 64 было выпущено 388 игр.
Шестое поколение игровых систем (1998–2006)
Dreamcast – первая домашняя игровая консоль шестого поколения и последняя консоль для компании Sega, выпущенная 27 ноября 1998 года в Японии, 9 сентября 1999 года в Северной Америке и 14 октября 1999 года в Европе.
Как и её предшественница, Dreamcast не смогла выдержать конкуренции с Sony и Nintendo. Консоль хоть и обладала хорошими техническими характеристиками, но по ряду обстоятельств она не смогла завоевать доверие покупателей. И к 2001 году поддержка консоли официально прекратилась, а Sega ушла с рынка игровых консолей, переквалифицировавшись в издателя игр. Не смотря на провал консоли в своё время, она всё же завоевала сердца фанатов в разных углах мира, которые и по сей день периодически выпускают игры на данную платформу.
Официально на Dreamcast было выпущено 248 игр, но на сегодняшний день, по некоторым данным, их насчитывается около 700.
PlayStation 2 – вторая игровая консоль, выпущенная компанией Sony, наследница PlayStation, выпущенная в 2000 году.
SlayStation 2 стала наиболее быстро продаваемой и самой популярной игровой консолью в истории. На третий квартал 2011 года в мире было продано почти 155 миллионов экземпляров.
Производство PS2 по всему миру было прекращено лишь в 2013 году. Тем самым, PS2 выпускалась почти 13 лет, это один из самых длинных жизненных циклов в истории игровой индустрии.
На PS2 было выпущено невероятное количество игр, более 3860.
Nintendo GameCube – четвёртая домашняя игровая консоль от Nintendo выпущенная в 2001 году.
GameCube в отличие от всех своих конкурентов по рынку использовала не полноразмерные DVD-диски, а диски на основе mini-DVD, называемые Nintendo GameCube Game disc. Таким шагом Nintendo убили сразу двух зайцев, во-первых предотвращение незаконного копирования, во-вторых отсутствие отчислений DVD Консорциуму.
Хоть GameCube и была тепло принята публикой, но побороть конкурентов в полной мере ей не удалось.
За время существования GameCube Nintendo лицензировала для неё около 600 игр.
Xbox — домашняя игровая консоль, разработанная и выпущенная американской компанией Microsoft, первая в серии игровых приставок Xbox, выпущенная в 2001-2002 годах.
Хоть Xbox и была по своей архитектуре фактически обычным x86 компьютером, и имела на борту урезанную версию ОС Windows 2000, но всё же она была оптимизирована именно под запуск игр, а другие сторонние функции в ней были жестко заблокированы.
Xbox стала крайне популярной консолью. Для неё было выпущено порядка 1100 игр, множество из которых эксклюзивные.
Седьмое поколение игровых систем (2004–2011)
Начиная с этого поколения на рынке домашних игровых консолей остаются три гиганта, это Microsoft, Sony и Nintendo.
Xbox 360 — вторая по счёту игровая приставка компании Microsoft выпускающаяся с 2005 года.
Не смотря на то, что первые ревизии имели дурную славу из-за частых отказов и большого процента брака, Xbox 360 стала крайне успешной игровой системой и считается лучшей консолью выпускаемой Microsoft. Поддержка и производство окончено 20 апреля 2016.
Библиотека игр насчитывает более 2000 игр на саму Xbox 360 и порядка 450 игр доступных по обратной совместимости с оригинальной Xbox.
PlayStation 3 – игровая консоль седьмого поколения, третья основная в семействе игровых систем PlayStation выпускаемая с 2006 года.
Как и с консолями от Microsoft, у первых ревизий PS3 были серьёзные проблемы с перегревом и так называемым “отвалом” видеочипа. Но не смотря ни на что эти консоли ценятся и по сей день. Поддержка консоли официально прекращена в 2017 году.
По данным с англоязычной википедии, на PS3 было выпущено 1441 игра на физических носителях и 762 игры доступных исключительно в цифровом варианте через PS Store.
Wii – игровая консоль7-го поколения, 5-я домашняя консоль фирмы Nintendo выпускаемая с 2006 года.
Наиболее революционная консоль в своем поколении благодаря контроллерам Wii Remote которые могут определять своё перемещение и ориентацию в трёхмерном пространстве. Поддержка консоли была прекращена 20 октября 2013.
Согласно данным с сайта Nintendo, на Wii было выпущено 1277 игр, плюс игры доступные по обратной совместимости с GameCube.
Восьмое поколение игровых систем (с 2011 года)
Wii U – игровая консоль Nintendo выпускаемая с 2012 года.
Особенностью Wii U является новый контроллер Wii U GamePad обладающий сенсорным экраном, который в некоторых играх мог частично заменить телевизор.
На момент выхода Wii U публика встретила её достаточно прохладно, так как было до конца не понятно к какому поколению относить консоль, является ли она самостоятельной системой или “продвинутой” версией Wii, а может быть вообще представляет из себя портативную консоль.
Все вышеописанные факторы негативно повлияли на продажи консоли.
Выпуск был прекращен 31 января 2017 года.
PlayStation 4 – четвертая по счету игровая консоль японской компании Sony выпускаемая с 2013 года.
На сегодняшний день продажи PS4 официально прекращены, но поддержка и выпуск игр продолжается.
Xbox One – третья игровая консоль от компании Microsoft выпускаемая с 2012 года.
Снята с производства в конце 2020 года.
Девятое поколение игровых систем (с 2020 года)
Nintendo Switch – гибридная игровая консоль от Nintendo, совмещающая в себе свойства как портативной так и домашней игровой системы.
Еще одна спорная консоль от Nintendo, которую публика поняла не сразу. Неоднозначный форм-фактор и ранняя дата релиза, на три года раньше конкурирующих компаний, не давали покоя критикам, которые не знали к какому поколению относить консоль.
Однако богатейшая библиотека игр и универсальность Switch положительно сказались на продажах. На данный момент это самая продаваемая консоль в своем поколении.
Xbox Series X и Xbox Series S – последняя на сегодняшний день игровая консоль от Microsoft выпускаемая с 10 ноября 2020.
Series X и Series S по сути это одна и та же консоль, отличающиеся тем, что Series X имеет оптический привод, а Series S нет.
PlayStation 5 – игровая приставка от японской транснациональной компании Sony Interactive Entertainment.
Заключение
Я постарался максимально коротко изложить все основные факты про основные домашние консоли. Конечно, осталось множество открытых тем и про каждую консоль можно было написать отдельную большую статью, но я ставил цель максимально коротко упомянуть все основные вехи в истории становления домашних видеоигр.
Естественно, помимо домашних консолей существуют еще такие темы как домашние компьютеры, портативные консоли и игровые аркадные автоматы, рано или поздно мы доберёмся и до этих тем и заглянем в прошлое видеоигр с этих точек зрения!
Спасибо за внимание!
1 комментарий к “Поколения игровых консолей от 1972 до 2023 года”