RetroArch — это интерфейс для эмуляторов, игровых движков и медиаплееров.
Он позволяет запускать классические игры на самых разных компьютерах и консолях благодаря удобному графическому интерфейсу. Настройки также унифицированы, поэтому настройка выполняется один раз и навсегда.
В дополнение к этому вы можете запускать оригинальные игровые диски. RetroArch имеет расширенные функции, такие как шейдеры, сетевое воспроизведение, перемотка назад, время отклика следующего кадра, опережение, машинный перевод, функции слепого доступа и многое другое!
Начало. Установка.
Скачать и установить RetroArch можно абсолютно бесплатно с официального сайта либо со Steam.
Сразу же после установки RetroArch практически пустой, и для начала работы нам потребуется контент (ROM-ы или образы игр) и ядра эмуляции интересующих нас систем. Но обо всем по порядку.
Ядра
RetroArch — это модульная программа, которая запускает эмуляторы и игры в своей структуре, как если бы они были «плагинами».
Эти плагины называются «ядрами», и вам нужно установить их внутри RetroArch, чтобы иметь возможность их использовать.
Эти ядра также можно использовать в других программах, реализующих интерфейс прикладного программирования (API) Libretro.
И Libretro, и RetroArch были созданы одними и теми же разработчиками, и RetroArch служит для демонстрации возможностей и возможностей Libretro.
На большинстве платформ (кроме игровых консолей и некоторых мобильных платформ) RetroArch поддерживает динамическую загрузку модулей.
В этих системах вы сможете устанавливать и/или обновлять новые ядра по мере их появления.
Все существующие на данный момент ядра вы можете посмотреть ниже
Ядро | Система/Компьютер | Описание |
2048 | Game | Порт популярной игры 2048 от libretro |
3D Engine | – | Это тестовое ядро; оно демонстрирует, как создать ядро с аппаратным рендерингом в libretro. |
4DO | 3DO | |
a5200 | Atari 5200 | |
Arduous | Arduboy | Эмулятор Arduboy, карманная игровая консоль с открытым исходным кодом, на базе аппаратной платформы Arduino. |
Atari800 | Atari 5200 | |
Beetle bsnes | Nintendo SNES/SFC | |
Beetle Cygne | Bandai WonderSwan/Color | |
Beetle GBA | Game Boy Advance | |
Beetle Lynx | Atari Lynx | |
Beetle NeoPop | Neo Geo Pocket/Color | |
Beetle PC-FX | NEC PC-FX | |
Beetle PCE | NEC PC Engine/SuperGrafx/CD | |
Beetle PCE FAST | NEC PC Engine/CD | |
Beetle PSX | Sony PlayStation | |
Beetle PSX HW | Sony PlayStation | Ответвление PSX от Mednafen, обеспечивающее ускорение графического процессора для OpenGL и Vulkan |
Beetle Saturn | Sega Saturn | |
Beetle SuperGrafx | NEC PC Engine/SuperGrafx | |
Beetle Supafaust | Nintendo SNES/SFC | |
Beetle VB | Nintendo Virtual Boy | |
BK | BK-0010/BK-0011(M)/Terak 8510-a | Порт эмулятора PDP11 на libretro. Это ядро эмулирует платформу PDP-11/03. |
BlastEm | Sega Genesis (Mega Drive) | |
blueMSX | MSX/SVI/ColecoVision/SG-1000 | |
bnes | Nintendo NES/Famicom | |
boom 3 | Game engine | Порт движка Doom 3 на либретро. Для пакета расширения «Resurrection of Evil» есть отдельное ядро. |
boom 3 xp | Game engine | (см. boom 3) |
bsnes | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes 2014 Accuracy | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes 2014 Balanced | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes 2014 Performance | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes C++98 (v085) | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes-hd beta | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes-mercury Accuracy | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes-mercury Balanced | Nintendo SNES/SFC | |
bsnes-mercury Performance | Nintendo SNES/SFC | |
Cannonball | Game engine | Порт Cannonball, улучшенный движок OutRun для libretro |
Caprice32 | Amstrad CPC | |
CDi 2015 | Philips CDi | |
ChaiLove | Game engine | Бесплатная платформа с открытым исходным кодом, используемая для создания 2D-игр на ChaiScript |
Citra | Nintendo 3DS | |
Citra 2018 | Nintendo 3DS | |
Citra Canary | Nintendo 3DS | Ветвь разработки основанная на Citra |
Craft | Game | Клон игры-песочницы Minecraft |
CrocoDS | Amstrad CPC | |
Cruzes | Game | |
Daphne | Arcade | |
DeSmuME | Nintendo DS | |
DeSmuME 2015 | Nintendo DS | |
Dinothawr | Game engine | Игра-головоломка «толкай блок по прямой» в духе Kickle Cubicle |
DirectXbox | Xbox | |
Dolphin | Nintendo GameCube/Wii | |
DOSBox | DOS | |
DOSBox-core | DOS | Предоставляет некоторые улучшения по сравнению с транком DOSBox-SVN, включая встроенную поддержку MIDI, эмуляцию OPL3 (YMF262) с точностью до цикла, эмуляцию MT-32 и экспериментальную поддержку 3dfx Voodoo. |
DOSBox-Pure | DOS | Порт DOSBox с целью простоты и легкости использования и игрового процесса. Это ядро включает оптимизированный рабочий процесс для запуска игр непосредственно из ZIP-архивов с автоматическим сопоставлением элементов управления с геймпадами и встроенной экранной клавиатурой. |
DOSBox-SVN | DOS | Это ядро основано на транке DOSBox-SVN и позволяет настраивать «на лету» и использовать различные методы синхронизации. |
DuckStation | Sony PlayStation | |
Dungeon Crawl Stone Soup | Game | Предварительный порт стратегической игры Dungeon Crawl Stone Soup |
EasyRPG | RPG Maker 2000/2003 | |
ECWolf | Game engine | Порт движка Wolfenstein 3D от libretro |
EighyOne | Sinclair ZX 81 | |
Emux CHIP-8 | CHIP-8 | |
Emux GB | Game Boy/Color | |
Emux NES | Nintendo NES/Famicom | |
Emux SMS | Sega Master System | |
EmuSCV | Super Cassette Vision | |
Ep128emu | Enterprise 128 | |
FAKE-08 | Pico-8 | Перенос FAKE-08 с открытым исходным кодом для фэнтезийной консоли PICO-8 на libretro. |
FB Alpha | Arcade/Console/various | (см. FB Neo) |
FB Alpha 2012 | Arcade/Console/various | (см. FB Neo) |
FB Alpha 2012 CPS-1 | CPS-1 | |
FB Alpha 2012 CPS-2 | CPS-2 | |
FB Alpha 2012 CPS-3 | CPS-3 | |
FB Alpha 2012 Neo Geo | Neo Geo | |
FB Neo | Arcade/Console/various | Полный список поддерживаемых систем: https://github.com/finalburnneo/FBNeo/wiki |
FCEUmm | Nintendo NES/Famicom | |
FFmpeg | Media player | Порт библиотеки FFmpeg которая позволяет воспроизводить различные аудио и видео форматы |
fixGB | Game Boy/Color | |
fixNES | Nintendo NES/Famicom | |
Flycast | Sega Dreamcast/NAOMI | |
Flycast GLES2 | Sega Dreamcast/NAOMI | |
fMSX | MSX/MSX2/MSX2+ | |
FreeChaF | Fairchild ChannelF | |
FreeInv | Mattel Intellivision | |
FreeJ2ME | J2ME | Порт эмулятора Java 2 Micro Edition |
Frodo | Commodore C64 | |
FS-UAE | Commodore Amiga | |
Fuse | Sinclair ZX Spectrum | |
Gambatte | Game Boy/Color | |
Game Music Emu | Music player | Порт Game Music Emu, который позволяет воспроизводить самые разные форматы музыки из видеоигр |
Gearboy | Game Boy/Color | |
Gearcoleco | Coleco ColecoVision | |
Gearsystem | Sega MS/GG/SG-1000 | |
Genesis Plus GX | Sega MS/GG/MD/CD | |
gpSP | Game Boy Advance | |
Gong | Game | Клон Pong написанный для libretro |
GW | Handheld Electronic | Симулятор различных портативных электронных игр в стиле Game and Watch |
Handy | Atari Lynx | |
Hatari | Atari ST/STE/TT/Falcon | |
HBMAME | Arcade/Console/various | HBMAME (HomeBrew MAME) является производным от MAME и содержит различные хаки и домашние рецепты |
higan Accuracy | Nintendo SNES/SFC/Game Boy/Color | |
Imageviewer | Imageviewer | Базовое ядро для просмотра неподвижных изображений в интерфейсе libretro |
Ishiiruka | Nintendo GameCube/Wii | |
JAXE | CHIP-8/S-CHIP/XO-CHIP | |
Jump ‘n Bump | Game engine | Повторная реализация движка Jump ‘n Bump, многопользовательской видеоигры MS-DOS с открытым исходным кодом от Brainchild Design |
Kronos | Sega Saturn/ST-V | Порт Kronos, который сам по себе является форком эмулятора Yabause. |
LowRes NX | Game engine | Порт фэнтези-консоли LowRes NX на libretro |
Lutro | Game engine | Экспериментальный игровой фреймворк Lua для libretro, основанный на подмножестве LOVE API |
MAME (Current) | Arcade/Console/various | На основе ветки разработки MAME. Полный список поддерживаемых систем: http://adb.arcadeitalia.net/mame.php |
MAME 2000 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2003 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2003 Midway | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2003-Plus | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2009 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2010 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2015 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
MAME 2016 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
melonDS | Nintendo DS | |
Mesen | Nintendo NES/Famicom | |
Mesen-S | Nintendo SNES/SFC/Game Boy/Color | |
MESS 2015 | Multi (various) | (см. MAME) |
Meteor | Game Boy Advance | |
mGBA | Game Boy Advance | |
Minivmac | Mac II | Вариант эмулятора minivmac для Mac II |
mpv | Media player | Порт MPV media player от libretro |
Mr.Boom | Game | Клон классического Bomberman |
Mu | Palm OS | Эмулятор Palm m515 OS от libretro |
Mupen64Plus-Next | Nintendo 64 | |
Mupen64Plus-Next GLES2 | Nintendo 64 | |
Mupen64Plus-Next GLES3 | Nintendo 64 | |
Neko Project II | NEC PC-98 | |
Neko Project II Kai | NEC PC-98 | |
NeoCD | Neo Geo CD | |
Nestopia UE | Nintendo NES/Famicom | |
nSide Balanced | Nintendo SNES/SFC/Game Boy/Color | |
Numero | TI-83 | Эмулятор TI-83 для Libretro |
NXEngine | Game engine | Повторная реализация движка Cave Story / Doukutsu с открытым исходным кодом |
O2EM | Magnavox Odyssey2/Phillips Videopac+ | |
Oberon | Oberon RISC machine | Эмулятор RISC-машины Oberon, портированный на libretro |
OpenLara | Game engine | Порт OpenLara, бесплатная/открытая повторная реализация движка, использовавшегося в оригинальной серии Tomb Raider |
OpenTyrian | Game | Порт OpenTyrian-клона классического Tyrian shmup, перенесенного на libretro |
Opera | 3DO | |
ParaLLEl N64 | Nintendo 64 | |
PascalPong | Game | Бесплатный клон классической игры Pong, написанный для libretro |
PCem | IBM PC | |
LRPS2 | Sony PlayStation 2 | |
PCSX ReARMed | Sony PlayStation | |
PicoDrive | Sega MS/GG/MD/CD/32X | |
Play! | Sony PlayStation 2 | |
Pocket CDG | Karaoke player | Музыкальный проигрыватель для караоке, перенесенный на libretro |
PokeMini | Nintendo Pokemon Mini | |
Potator | Watara Supervision | |
PPSSPP | PlayStation Portable | |
PrBoom | Game engine | Порт исходного кода PrBoom классического движка Doom от id |
ProSystem | Atari 7800 | |
PUAE | Commodore Amiga | |
PUAE 2021 | Commodore Amiga | |
PuzzleScript | Game engine | Порт PuzzleScript, движка HTML5 с открытым исходным кодом для головоломок |
PX68k | Sharp X68000 | |
QUASI88 | NEC PC-8000/PC-8800 series | |
QuickNES | Nintendo NES/Famicom | |
RACE | Neo Geo Pocket/Color | |
Redbook | Music player | Ядро libretro для воспроизведения аудио в формате Redbook, например коммерческих аудио компакт-дисков |
REminiscence | Game engine | Порт движка REminiscence, повторная реализация движка, используемого в Flashback от Delphine Software |
Retro8 | Game engine | Перенос Retro8 фэнтезийной консоли PICO-8 с открытым исходным кодом на libretro |
Rustation | Sony PlayStation | |
RVVM | RISC-V Virtual Machine | |
SameBoy | Game Boy/Color | |
SameDuck | Mega Duck (Cougar Boy) | Адаптация SameBoy для игр Mega Duck |
SAME CDI | Philips CDi | SAME CDi — это S(ingle) A(rcade) M(achine) E(mulator) для libretro, созданный на основе MAME, который включает только драйвер Philips CD-i |
ScummVM | Game engine | Ответвление движка приключенческой игры ScummVM, перенесенный на libretro |
SimCoupe | SAM Coupe | |
SMS Plus GX | Sega MS/GG | |
Snes9x | Nintendo SNES/SFC | |
Snes9x 2002 | Nintendo SNES/SFC | |
Snes9x 2005 | Nintendo SNES/SFC | |
Snes9x 2005 Plus | Nintendo SNES/SFC | |
Snes9x 2010 | Nintendo SNES/SFC | |
SquirrelJME | Java ME | Порт эмулятора виртуальной машины SquirrelJME Java ME 8 для libretro |
Stella | Atari 2600 | |
Stella 2014 | Atari 2600 | |
Super Bros War | Game engine | Ответвление Super Mario War, созданной фанатами многопользовательской Super Mario Bros, в стиле deathmatch |
SwanStation | Sony PlayStation | SwanStation – это форк эмулятора Duckstation. |
TempGBA | Game Boy Advance | |
TGB Dual | Game Boy/Color | |
Theodore | Thomson MO/TO | |
TIC-80 | Game engine | Порт бесплатного фэнтезийного компьютера TIC-80 с открытым исходным кодом на libretro |
The Powder Toy | Game | Порт физической песочницы / симуляционного движка Powdertoy на libretro. |
TyrQuake | Game engine | Порт движка tyrquake |
UAE4ARM | Commodore Amiga | |
UME 2015 | Arcade/Console/various | (см. MAME) |
Uzem | Uzebox | Порт Uzem, официального эмулятора Uzebox. |
VaporSpec | Game engine | Виртуальная игровая платформа с возможностями, аналогичными игровым консолям 80-х. |
VBA-M | Game Boy Advance | VisualBoy Advance-M — активный форк эмулятора VisualBoy Advance. |
VBA Next | Game Boy Advance | |
vecx | Vectrex | |
VeMUlator | SEGA Visual Memory Unit | Порт VeMUlator, эмулятора SEGA Dreamcast VMU, первоначально разработанного для Android |
VICE x64 | Commodore C64 | |
VICE x64sc | Commodore C64 | |
VICE x128 | Commodore C128 | |
VICE xcbm2 | Commodore CBM-II 6×0/7×0 | |
VICE xcbm5x0 | Commodore CBM-II 5×0 | |
VICE xpet | Commodore PET | |
VICE xplus4 | Commodore Plus/4 | |
VICE xscpu64 | Commodore C64 SuperCPU | |
VICE xvic | Commodore VIC-20 | |
Virtual Jaguar | Atari Jaguar | |
VirtualXT | DOS | Работает с программным обеспечением класса PC/XT. В основном предназначен для загрузки ПК из 80-х |
vitaQuake 2 | Game engine | Порт исходного кода VitaQuake 2 движка iD Quake 2 на libretro. Существует отдельное ядро для каждого из наборов миссий Quake 2: ‘Rogue’, ‘Zaero’ и ‘Xatrix’. |
vitaQuake 2 (Rogue) | Game engine | (см. vitaQuake 2) |
vitaQuake 2 (Xatrix) | Game engine | (см. vitaQuake 2) |
vitaQuake 2 (Zaero) | Game engine | (см. vitaQuake 2) |
vitaQuake 3 | Game engine | Порт исходного кода VitaQuake 3 движка iD ioquake3 на libretro |
vitaVoyager | Game engine | Порт движка Lilium Voyager, на котором работает игра Star Trek: Voyager – Elite Force и который сам основан на ioquake3 |
WASM-4 | Game engine | WASM-4 — низкоуровневая фэнтезийная игровая консоль с открытым исходным кодом для создания небольших игр с помощью WebAssembly. |
X Millennium | Sharp X1 | |
XRick | Game engine | Порт XRick, клона движка Rick Dangerous с открытым исходным кодом. |
YabaSanshiro | Sega Saturn | Порт YabaSanshiro, который сам по себе является ответвлением эмулятора Yabause. |
Yabause | Sega Saturn |
Чтобы скачать нужное ядро, перейдите в главное меню RetroArch, выберите «Онлайн-обновления» – «Скачать ядра».
Чтобы обновить уже установленные ядра, перейдите в главное меню RetroArch, выберите «Онлайн-обновления», а затем выберите «Обновить установленные ядра».
Вам не нужно загружать новую версию RetroArch, чтобы иметь возможность запускать новые или обновленные ядра!
Загрузка ядер
После установки ядра вы можете загрузить ядро, перейдя в Главное меню и выбрав «Загрузить ядро». Каждое ядро, которое уже было установлено, будет показано в списке.
После того, как вы сделали свой выбор, вы можете выбрать «контент» для этого ядра, перейдя в «Загрузить контент». Содержимое, поддерживаемое ядром, будет отображаться внутри файлового браузера.
Некоторым ядрам, например 2048, для работы не требуется никакого контента. В этом случае после того, как вы загрузите ядро, в главном меню появится пункт «Запустить ядро». Выберите это, чтобы запустить ядро напрямую.
Поддержание ядер в актуальном состоянии
Базовая библиотека libretro со временем пополняется, и на сервера всегда добавляется что-то новое. Поэтому обязательно ежедневно посещайте раздел «Обновление ядер» на RetroArch. Ядра постоянно добавляются и/или обновляются!
По большому счету, вышеописанного будет достаточно для того что бы комфортно играть в большинство ретро-систем. Однако, в RetroArch есть еще огромное количество настроек для придания “той самой” атмосферы. Рассмотрим некоторые из них ниже.
Шейдеры
Шейдеры — это эффективные графические фильтры, которые могут значительно улучшить рендеринг старых игр.
Их также можно использовать для воспроизведения внешнего вида старых ЭЛТ-мониторов.
Вы даже можете сложить их, чтобы создать свой собственный эффект. Возможности безграничны.
RetroArch поставляется с большим количеством шейдеров. Их огромное множество, и мы не можем показать их все на этой странице.
Вот несколько распространенных примеров:
Шейдеры также можно использовать для отображения границы портативного устройства:
Достижения
RetroArch по умолчанию имеет модуль совместимости с базой RetroAchievements. Что это и для чего, мы описывали в этой статье.
Что бы активировать модуль достижений, в меню “Настройки” – “Достижения” необходимо эту функцию включить выбрав “ВКЛ”, после чего в поля ввода “Имя пользователя” и “Пароль” ввести соответственно логин и пароль от сайта retroachievements.org.
Заключение.
RetroArch это очень большая программа, с очень богатым набором возможностей для любителей ретро-игр. В статье на описано даже десятой части возможностей данного программного продукта. Посему наша рекомендация – обязательно ознакомиться с RetroArch самостоятельно.
6 комментариев к “RetroArch. Одна программа для всех ретро-консолей. Установка и первоначальная настройка”