Quake. Игра повлиявшая на всё

Всем привет!

На днях я закрыл один очень древний гештальт. Наконец-то прошел игру Quake, самую первую часть, посмотрел некоторые дополнения и поиграл в порты этой игры на других игровых системах и мне есть что сказать по этому поводу. К тому же 2.02.2024 id Software исполнилось 33 года.

Это будет новый формат для меня. Раньше в рамках статей я не высказывался об отдельных играх. Но я считаю нужным, хотя бы для себя, постараться структурировать знания об этой игре. А дальнейшее уже на ваш суд.

Но как всегда, пойдем по порядку.

История игры

Оригинальная Quake была разработана id Software и выпущена 22 июля 1996 года для MS-DOS и Windows, а годом позже и для домашних игровых систем Sega Saturn и Nintendo 64. А в августе 2021, в часть 25-летия игры, вышло улучшенное переиздание классической игры для актуальных платформ (PC, Xbox One, PS4 и Nintendo Switch) с подтянутой графикой и современным адаптированным управлением. Именно это переиздание я и прошел. Помимо прочего, если у вас в библиотеке Steam уже была оригинальная игра – переиздание станет вам доступно автоматически.

Официальный трейлер Quake 2021 года

Сюжет

Как сказал однажды Джон Кармак, один из разработчиков Quake, “Сюжет в игре – как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так уж важен”. Следовательно, Quake не имеет глубокого сюжета, а основной упор в игре сделан на геймплей. Если всё же говорить о сюжете, то он следующий:

Безымянный солдат (Рейнджер), был разбужен утром своим командиром телефонным звонком в 4 часа утра. В 5:30 он прибыл на секретную базу. Командир кратко объясняет ситуацию: «Данное устройство – Slipgate. Когда оно будет закончено, мы сможем использовать его, чтобы перемещать людей и грузы мгновенно из одного места в другое. Враг, кодовое имя «Quake», при помощи своих Slipgate’ов отправляет внутрь нашей базы смертоносные отряды, с целью похищения, воровства и убийства. Мы не знаем откуда они. Наши учёные считают, что «Quake» не с Земли, а из другого измерения. Они готовятся выпустить всю свою армию. Ты – наш лучший человек. Мы спланировали операцию «Контрудар», и ты в ней участвуешь. Найди «Quake», он должен быть остановлен… или оно… Ты имеешь полный доступ чтобы получить всё, что тебе требуется. Если те, кто нас предупреждал, правы, все наши жизни под угрозой».

Он решается возглавить операцию, пройти через эти врата на территорию врага в другое измерение и уничтожить его. Он знает, что сердце установки хранит в себе Slipgate. После того, как через него прошли солдаты, чтобы уничтожить Quake, он всё ещё остался настроен на то, что они ещё живы. Он вставляет патрон в свой дробовик и входит.

Осматривая окрестности, он услышал выстрелы позади, на базе. «Чёрт, эта сволочь Quake работает быстро! Он узнал об операции Контрудар и ударил первым» Прибежав назад, он видит лишь опустошённые места. Он почти наверняка единственный выживший. Операция Контрудар провалена. Но не для него.

Это дословно сюжет оригинальной Quake. С этого момента начинается геймплей, но сюжет не заканчивается.

Мы оказываемся в комнате с 4-мя телепортами, ведущими в 4 различных мира. Но что это за миры? Шуб-Ниггурат (это настоящее имя главгада по прозвищу Quake, алаверды Говард Лавкрафт) намерен использовать 4 магические руны что бы уничтожить человечество. Порталы ведут как раз к этим рунам, которые нам нужно найти, по пути истребляя несметные полчища приспешников Шуб-Ниггурат.

Уровни

Игра поделена на 4 эпизода, а каждый эпизод на 6 уровней + 1 секретный. Казалось бы, длинная игра на 28 уровней, но играется она достаточно легко и каждый уровень проходится не больше 5-10 минут, конечно, если не слишком сильно втуплять с поиском нужных ключей и проходов.

Оформление же уровней отсылает преимущественно к средневековью с мрачными коридорами и смертельными ловушками, а первые уровни каждого эпизода выдержаны в техногенном сеттинге с солдатами вооруженными дробовиками. А всё так вышло потому, что мнения ведущих дизайнеров разделились, Джон Ромеро настаивал на стилистике темного фентези, а два других дизайнера Тим Уиллитс и Америкэн Мак-Ги планировали сделать футуристическую игру, идеологическую наследницу Doom.

Музыка

Помимо множества взрывов и стрельбы, в Quake есть музыкальный саундтрек, написанный фронтменом Nine Inch Nails Трентом Резнором. Музыка играет на каждом уровне игры. Из-за того что треки написаны в стиле ambient, они придают уровням дополнительный уровень атмосферы, пока игрок идет по призрачному древнему царству. Ящики с патронами для Nailgun украшены логотипом NIN.

Геймплей

Геймплей Quake представляет собой классический 3D-шутер с видом от первого лица. В игре 8 видов оружия, 13 разновидностей врагов и два босса. Но отличительной чертой игры является не только разнообразие вооружения и живности на уровнях, а еще скрытые механики которые нарочно или случайно были спрятаны в коде игры и впоследствии повлиявшие как на геймплей самой Quake, так и на индустрию в целом. Об этих особенностях и поговорим далее.

Монстры Quake
Оружие Quake

Strafe Jumping, Bunny Hope, bhope, распрыжка

Распрыжка она же Bunny Hope (заячий прыжок) она же Strafe Jumping – механика с помощью которой игрок получает возможность быстро передвигаться по карте, тем самым значительно увеличивая динамику игры.

Rocket Jump и Grenade Jump

Rocket Jump и Grenade Jump – механика игры позволяющая совершать длинные и высокие прыжки. Совершается данный прыжок за счёт правильно выверенных таймингов между прыжком и взрывом ракеты или гранаты под ногами у персонажа. Хоть в игре и нет таких препятствий которые нужно преодолевать с помощью данного трюка, но сообщество сочло его полезным за счёт увеличения скорости прохождения уровней и манёвренности персонажа.

Первоначально эти две фишки (Strafe Jumping и Rocket Jump) были вызваны ошибкой в коде игры, но они так полюбились игрокам, что разработчики решили не исправлять данные баги.

Gibbing

Все персонажи и монстры в игре имеют определённое количество здоровья. Если его количество достигнет 0 или отрицательного значения то персонаж умрет. Если же уровень здоровья опустится ниже -50 то персонаж разрывается на кровавые куски мышц, костей, плоти и органов, издавая при этом характерные звуки. Это называется гиббинг. Данная механика позволяет убивать монстров которых недостаточно просто повалить на землю. Например к таким относится Зомби, которые если их не разорвать, будут вставать бесконечно. Произвести гиббинг можно либо разрывными снарядами, по типу гранат или ракет, двуствольным дробовиком, или любым оружием при наличии взятого бонуса Quad Damage.

Telefrag

Трюк, при котором убийство врага происходит при телепортации персонажа в то же место, где стоит его враг, при этом происходит гиббинг. Таким трюком персонаж убивает Шуб-Ниггурат в конце игры.

Это далеко не все механики которые доступны игрокам в Quake, но самые примечательные и наиболее повлиявшие на игровую индустрию в целом. Примечательно, что Strafe Jumping и Rocket Jump дали развитие такому способу прохождения игр как Speedrun – прохождение игры на скорость.

Различия версий

Как я уже сказал, Quake выходила на нескольких платформах. Помимо PC (версии для Windows и MS DOS ничем не отличались) так же игра была портирована на актуальные в то время консоли пятого поколения – Sega Saturn и Nintendo 64.

Интересный факт, порт Quake был разработан и для Sony PlayStation компанией Lobotomy Software, но так и не был выпущен, так как не нашлось издателя.

Quake (версия для SEGA Saturn)

Обложка Quake для Sega Saturn

Версия Sega Saturn стала первым официальным консольным портом Quake. Игра была разработана Lobotomy Software и выпущена компанией Sega of America в Северной Америке 2 декабря 1997 года. Вскоре последовал релиз для Европы. В отличие от более поздней версии для Nintendo 64, версия для Sega Saturn использует движок Slavedriver, который, как следует из названия, был разработан для игры Sega Saturn PowerSlave. Следовательно, все уровни Quake должны были быть полностью реконструированы, за исключением четырёх секретных уровней которые были устранены и заменены новыми эксклюзивными уровнями.

Помимо эксклюзивных секретных уровней, версия для Sega Saturn включает в себя эксклюзивную опасность Void (черное бесконечное пространство, падение в которое мгновенно убивает персонажа), и эксклюзивный разблокируемый уровень “Dank & Scuz“, который представляет собой историю, действие которой происходит во вселенной Quake и представлена в виде слайд-шоу с озвучкой. В данной версии нет многопользовательских режимов, поэтому все карты deathmatch были удалены.

Отличия от версии для PC:

  • 3D-модели были переделаны из-за того, что аппаратное обеспечение полагалось на четырехугольники.
    • Двери на базовых уровнях имеют идеальную квадратную форму (а не треугольную).
    • Некоторые монстры изображены левшами. Огр также стреляет правой рукой и держит бензопилу в левой.
  • Было включено вступительное видео, в котором был показан логотип SEGA.
  • Присутствовали панель загрузки и загрузочные экраны.
  • Введение использует один путь к уровням сложности, а не отдельные.
  • Внутриигровой текст анимирован.
  • Появляется текст, указывающий, какая сложность была выбрана.
  • Существует цветное освещение, часто анимированное.
  • Модели видов оружия визуализируются в виде спрайтов.
  • Трупы исчезают через несколько секунд.
  • Враги гораздо чаще телепортируются на уровень.
  • Из убитых врагов не сразу выпадают рюкзаки.
  • С зомби всегда можно произвести гиббинг, независимо от того, лежат они или нет.
  • Большая часть звуков была ускорена.
    • Тем не менее, звуковой эффект истечения срока действия Quad Damage стал более продолжительным.
  • Жидкости выглядят по-разному, и они анимированы.
  • Видны водные тени внутри жидкостей.
  • Двуствольный дробовик стреляет быстрее.
  • Nail Trap отображаются в виде текстур, и от них сложнее уклоняться.
  • Логотип NIN (Nine Inch Nails) на коробках с патронами Nailgun отсутствует.

Quake (версия для Nintendo 64)

Обложка Quake 64

Порт Quake для Nintendo 64 был выпущен 24 марта 1998 года компанией Midway Games. Также известен как Quake 64.

Отличия от версии для PC:

  • В игре нет уровня с выбором сложности, сложность выбирается на главном экране.
  • На сложности «Кошмар» увеличено частота вражеских атак, а также скорострельность некоторых монстров.
  • Бонус Megahealth возрождается каждые две минуты в одиночной игре.
  • Присутствует режим Deathmatch на разделенном экране для двух игроков, но при этом сильно падает частота кадров.
  • Сильно упрощен интерфейс игрока, он показывает только броню, боеприпасы и здоровье.
  • Появился прицел оружия.
  • Музыка написанная Обри Ходжесом, но в том же стиле.
  • Нет кооперативного мультиплеера.
  • В ней отсутствуют некоторые уровни.
  • Игрок должен проходить уровни в линейном порядке, и не может выбрать конкретный эпизод. Игроки теряют свое оружие, как только заканчивается финальная карта оригинального эпизода.
  • Цветное освещение, но карты освещения на поверхностях мира предварительно визуализированы. Объекты, такие как враги, оружие и т.д., динамически подсвечиваются в соответствии с цветными источниками освещения. Стрельба из оружия и другие движущиеся источники света не освещают комнаты, а создают вокруг себя кольцо.
  • Шесть встроенных конфигураций для ключей.
  • Разрешение 320×240.
  • Менее детализированные карты, но графика выглядит лучше, чем в ванильном Quake.
  • Эффект искажения в жидкости на оружии.
  • Не имеет логотипа “NIN” (Nine Inch Nails) на коробках с патронами для Nailgun.
  • Nailgun и Thunderbolt используют разные звуковые эффекты при стрельбе.
  • Были добавлены новые секреты (без триггеров) для достижения секретных уровней.
  • Сообщения о смерти в одиночной игре написаны от второго лица и отображаются в центре экрана.
  • Названия карт отображаются в центре экрана в начале каждого уровня.

Официальные дополнения

За жизненный период игры вышло 2 официальных дополнения, Scourge of Armagon и Dissolution of Eternity. К сожалению эти дополнения не были перевыпущены в 2021 году, но они так же доступны в Steam вместе с оригинальной игрой. Поговорим о каждом из них подробнее.

Quake: Scourge of Armagon

Обложка Quake Mission Pack 1: Scourge of Armagon

Quake Mission Pack 1: Scourge of Armagon – первый официальный пакет миссий для Quake , разработанный Hipnotic Software и выпущенный 5 марта 1997 года.

Сюжет Scourge of Armagon разворачивается сразу же после смерти Шуб-Ниггурат.

Кровь Шуб-Ниггурата витает в воздухе, словно густой туман. Куски гнилой плоти грудами лежат по всей подземной пещере . Уставший, вы бредите вперед в поисках выхода из этой адской дыры. Вы находите забрызганные кровью ворота – странное сочетание ультратехнологий и средневекового убожества. Надеясь либо на рай, либо на забвение, вы проходите через откатные ворота, ставя на карту неизвестного пункта назначения.

Во вспышке света и боли вы выходите из квантового вихря ворот в блестящей и чистой среде современной военной базы… вашего дома вдали от дома. Оставляя за собой кровавые следы, вы отходите от ворот, как человек, выходящий из автокатастрофы.

Устало вы ищете некое подобие жизни и здравомыслия, которые помните с тех пор, как услышали название «Quake», но находите только пустоту. Несмотря на недавний адский опыт, странная тишина военной базы скорее тревожит, чем утешает. На самом деле, тишиной кажется не просто контузия, а абсолютное отсутствие какой-либо жизни в месте, которое должно быть кипит военной деятельностью. Готовя свой верный дробовик, вы начинаете скрытное наблюдение.

Ваше внимание привлекает гул ближайшего компьютерного терминала. Вглядываясь в светящийся экран, вы читаете последние приказы командира базы: «Силы Quake проникли на склад оружия и получают подкрепление через шлюзы, расположенные в исследовательском центре . Всему персоналу приказано приступить к процедуре эвакуации EVAC-44A. .” Ваше сердце замирает, когда вы понимаете, что командир приказал запечатать базу, чтобы предотвратить дальнейшее проникновение сил Землетрясения в наше царство. Все вооружение и транспортные средства были удалены, чтобы уменьшить любое военное преимущество, которое можно было получить при захвате базы. Любые средства побега или защиты исчезли.

С потерей надежды приходит решение. Стиснув зубы, вы решаете, что можете либо спрятаться здесь, ожидая прибытия сил Quake, либо дать им бой, проникнуть в хранилище и уничтожить как можно больше ублюдков. Если бы вы были съежившимся типом, вы бы не выжили так долго. Кто знает, может быть, вам удастся найти способ уничтожить портал, позволяющий Quake постоянно отправлять подкрепления.

Вы идете к воротам, ведущим на оружейный склад. Мониторы показывают, что это место уже наводнено извращенными солдатами, которые следуют за Quake. Надеюсь, они не будут ожидать таких, как вы. Схватив дробовик обеими руками, вы прыгаете в ворота… Валгалла ждет!

В отличие от Quake , где каждый эпизод начинался с карты военной базы людей, в Scourge of Armagon есть три эпизода, и весь первый эпизод состоит из уровней в военном стиле на Земле.

Помимо новых уровней, в игре так же присутствует 4 новых типа врагов:

  •  Centroid (Центроид) – это кибернетический скорпион размером с человека, вооруженный Nailgun и рукопашной атакой укусами. Появляется в основном на картах человеческих баз, но также и на картах мира демонов.
  • Gremlin (Гремлин) – гуманоид, который может прыгнуть на игрока и украсть его активное оружие .
  • Spike Mine (Шипучая мина) представляет собой плавающий шар, похожий на плоть, примерно метр в поперечнике. Покрыт многочисленными шипами. Медленно приближается к игроку (часто сзади или из темных мест) и взрывается мощным взрывом, когда находится достаточно близко.
  • Armagon (Армагон) – финальный босс игры и лидер сил Quake после убийства Шуб-Ниггурата.

И 3 вида оружия:

  • Mjolnir (Мьёльнир) — это большой молот, который испускает молнию при ударе о твёрдую поверхность (при условии, что у игроков достаточно ячеек), или, альтернативно, простое оружие ближнего боя . Очевидно, вдохновлен молотом Тора из скандинавской мифологии.
  • Laser Cannon (Лазерная пушка) — это скорострельное энергетическое оружие, стреляющее красными энергетическими зарядами, которые отскакивают от поверхностей.
  •  Proximity Mine Launcher (Бесконтактный миномет) стреляет гранатами, которые прикрепляются к стенам или другим твердым поверхностям (но не к монстрам). Они не взорвутся, пока враги или игрок не подойдут к ним слишком близко. Таким образом, они допускают некоторую тактическую игру.

В дополнении новый саундтрек с существенно другим музыкальным стилем – сочетанием эмбиента, металла и оркестровой музыки композитором который выступил Джихун Хванг.

Quake: Dissolution of Eternity

Обложка Quake Mission Pack 2: Dissolution of Eternity

Quake Mission Pack 2: Dissolution of Eternity – второй официальный пакет миссий, выпущенный для Quake , разработанный Rogue Entertainment и выпущенный 19 марта 1997 года.

Победив Армагона , герой возвращается на Землю. Однако дела обстоят совсем не так – судя по всему, Quake инициировала еще один темный план по подчинению нашего мира путем изменения самого хода времени. Герой полон решимости положить конец Quake раз и навсегда, и поэтому смело снова вступает в темные миры для финального противостояния, чтобы раз и навсегда покончить со всем злом.

Вы живы, в сознании и целы. «Слава Богу за простые милости, но… Что, черт возьми, произошло?»

Много лет назад вы победили Армагона; однако кажется, будто это произошло в последний момент. Портал в Разлом был запечатан, и эффект ворот вернул вас обратно в штаб-квартиру .

Здесь тихо… чертовски тихо! Вы выходите из командного центра и осматриваете тускло освещенный коридор за ним.

Распростертый лицом вниз в стоячей трясине, это… Grunt? Enforcer? Кто мог сказать: то, что от него осталось, изуродовано! Его рюкзак вылился в красноватую грязь. Среди разбросанных фрагментов – помятая кожаная обложка обгоревшей книги. На переплетах изображен знакомый символ. «Нет… раньше этого не было!»

Вырванный из книги и плавающий в грязи, особый лист испачканного пергамента бросается в глаза. Идеальный рукописный шрифт гласит:

Книга общих молитв

Да будет известно, что в этот момент наш Учитель породил из пустоты порядка и света новое существование славной тьмы. Его могучие руки создали этот мир хаоса, насилия и боли.

Наше прошлое, наше настоящее и наше будущее формируются из семян, которые Он посеял. Благодаря Своей мудрости Он дал нам Древних Стражей, которые будут охранять Цепь Времени. Их страдания — наша связь и родословная во все времена и навечно.

В почетном служении мы приходим к Нему, чтобы выплатить наш вековой долг. Мы шепчем эту смиренную молитву, зная, что Он услышит нашу благодарность за то, что Он совершил.

О, Мастер Quake, в этот день, в этот час и в этот момент мы преклоняем колени перед Меткой, чтобы провозгласить твое владычество и отпраздновать День Распада. День 57, , 1215 A.Q.

«БОЖЕ, ЧЁРТ! Этого не может быть!»

Вы карабкаетесь по телу в поисках дробовика , таща за собой остатки рюкзака. В конце затемненного прохода мы видим ворота.

Одна мысль становится вашей навязчивой идеей, когда вы ступаете на платформу с откидными воротами: «НА ЭТОТ РАЗ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ!»

Как и в оригинальной игре, игра начинается с вводного уровня, на котором игроки выбирают предпочитаемый уровень сложности и эпизод, в который хотят играть. В дополнении два эпизода (16 уровней), а так же новые виды монстров и оружия.

В дополнении Dissolution of Eternity появилось много новых врагов. Семь новых врагов и семь боссов.

  • Electric Eel (Электрический угорь)
  • Phantom Swordsman (Призрачный мечник)
  • Multi-Grenade Ogre (Многогранатный огр)
  • Hell Spawn (Адское отродье)
  • Wrath (Гнев)
  • Guardian (Хранитель)
  • Statue (Статуя)
  • Overlord (Повелитель)
  • Quake’s Guardian (Страж Quake)
  • Hephaestus (Гефест)
  • Mummy (Мумия)
  • Egyptian Guardian (Египетский страж)
  • Quake’s High Priest (Первосвященник Quake)
  • Dragon (Дракон)

В игре нет абсолютно новых видов оружия, только переработанное или улучшенное старое оружие.

  • Lava Nails (Огненные гвозди) – лавовые гвозди для Гвоздемёта. Наносят примерно в 2 раза больше урона по сравнению с обычными боеприпасами.
  • Multi-Grenades (Мульти-гранаты) – один выстрел выпускает несколько гранат.
  • Multi-Rockets (Мульти-ракеты) – аналогичен Мульти-гранатам, только вместо гранат — ракеты.
  • Plasma Cell (Супер-плазма) – плазмо-электрический заряд, является подобием BFG 9000 из игры Doom. Принцип действия, тем не менее, напоминает ракеты (присутствует взрывная волна). Урон не фокусирован на расстоянии от цели до эпицентра взрыва.

Единственное новое оружие – Grappling Hook (Крюк) , доступный только в режиме игры Capture the Flag

Как и для Quake: Scourge of Armagon саундтрек для Quake: Dissolution of Eternity писал композитор Джихун Хванг.

Другие порты

Помимо Sega Saturn и Nintendo 64, Quake так же была портирована на компьютеры Amiga. Версия для Amiga ничем не отличается от версии для PC, поэтому подробно на ней останавливаться я смысла не вижу. Единственная интересная особенность игры была в том, что это был первая игра, когда игроки на Amiga и ПК могли играть на одних и тех же серверах. Больше ничем этот порт не выделялся.

TyrQuake

Ну и что бы уже полностью закрыть тему портов, стоит упомянуть TyrQuake. Это даже не столько порт, сколько проект, позволяющий безболезненно играть в Quake на современных системах, таких как Windows, Mac OS X, Linux, FreeBSD и OpenBSD. В таких системах как Batocera, Recalbox, RetroPie, да и в эмуляторе RetroArch можно использовать ядро TyrQuake для запуска как классического Quake, так и всех его дополнений и различные карты и много всего, что вышло из под пера мододелов и картостроителей. Но про использование TyrQuake поговорим как-нибудь в другой раз, потому что тема чрезвычайно обширная и интересная, а сейчас ограничимся этим небольшим упоминанием.

Наследие

Так и что же мы имеем в сухом остатке?

Quake – это одна из самых значимых игр для индустрии. Почему же я так решил? На то есть несколько ответов:

  • Quake была одной из первых игр благодаря которой зародился такой способ прохождений игр как speedrun (быстрое прохождение). Да, спидраны были еще во времена Doom, но благодаря механикам Quake этот жанр получил развитие и популярность;
  • Quake была первой киберспортивной дисциплиной благодаря своему развитому мультиплееру, который хоть и не в том объему что раньше, но жив до сих пор;
  • На Quake до сих пор выпускают моды и дополнения;
  • Игровой движок Quake Engine, который Джон Кармак написал специально для Quake, послужил основой для многих других игровых движков и десятки игр были выпущены на этих движках. Если интересно, вот приблизительная схема развития движка Quake Engine;
  • Это первая игра созданная в честном 3D. Предыдущие игры типа Doom или Wolfenstein 3D были в псевдо-3D;
  • Её до сих пор выпускают на современных платформах, наподобие Nintendo Switch и PlayStation 5.

Это лишь те аргументы которые мне пришли в голову сходу. Уверен, если посидеть и поразмышлять над этим хотя бы пару вечеров, то можно набрать еще десятка два таких пунктов.

Вывод

Да, мое повествование получилось скорее всего сухим. Кто-то скажет, что это всё можно прочитать и на википедии, но, как я сказал в самом начале, для меня было важно самому структурировать все эти знания и попытаться изложить их так, как я сам это понял.

Если есть что сказать или дополнить, а возможно высказать своё мнение – добро пожаловать в комментарии.

Спасибо за внимание.

Оставьте комментарий